Посмотреть полный размер
Куприн Александр Васильевич
Натюрморт с тыквой

1912
холст, масло
89х98

Куприн был из тех художников, кто принял эстетическую концепцию "Бубнового валета". Народная игрушка и лубок, озорная частушка и жостовские подносы, наивность провинциальной фотографии и низовая городская культура – все это стало праосновой их творчества. Из-за формы и цвета тыквы часто встречаются в натюрмортах той поры. Круглые или удлиненные, апельсиново-желтые или солнечно-оранжевые – они всегда будут цветовым и композиционным центром картины. В натюрморте Куприна круглый стол своей формой подчеркивает округлость фаянсовой вазы. Такая ваза была привычным и красивым предметом обихода и часто встречается на полотнах русских и французских художников. Складки скатерти образуют энергичный овал вокруг нее. Как от камня, брошенного в воду, расходятся круги, так и повторение формы овала (ваза, складки, стол) – не случайность, а намеренное композиционное решение. Хоровод складок пересекают красные и зеленые перцы, и округлости повторяющихся форм придают энергичное ускорение. Так бы и "убежали" перцы со стола, если бы их не "остановили" тетрадь и книга. Хотя тыква расположена не в центре композиции, она царит в ней, будучи самой выразительной по цвету. Конструктивность композиции, напор цвета, страстное отношение художника к воплощению реального мира в цвете и форме, восторг перед всем увиденным, перед всем, чем владеет человек, что необходимо ему для жизни, – таковы общие черты живописи мастеров "Бубнового валета".

Крымский Вал, 10, зал 3