Образование:

Образовательное ток-шоу "Беседы о "Черном квадрате"

Двор и вестибюль
Третьяковской галереи на Крымском Валу 
(Крымский Вал, 10)
 
Вход свободный
 

В декабре этого года исполнится 100 лет с того момента, как "Черный квадрат" Казимира Малевича был представлен публике на "Последней футуристической выставке картин 0, 10". Несмотря на серьезный возраст работы и ее всемирную известность, она остается совершенно непонятной большинству зрителей, предъявляющих к ней главные претензии: так может сделать каждый и что же важное может означать простой квадрат черного цвета?

К.С.Малевич. Черный
супрематический квадрат. 1915

Между тем "Черный квадрат" является принципиальным произведением русского авангарда и искусства ХХ века в целом. Это наиболее радикальная из ранних манифестаций темы искусства ХХ века — смерти искусства. "Я убил живопись", — так оценил значение своей работы Малевич, поставив эту черную квадратную точку в конце истории всего того искусства, которое появлялось со времен Ренессанса.

Отныне задачей искусства стало не удовлетворение вкусов публики, не украшение интерьера, не изображение жизни, а ее строительство, осуществление Великой Утопии, создание плана грандиозного пересоздания мира вплоть до изменения его физических законов. Весь этот "дивный новый мир", все эти дерзкие перспективы открывались за "Черным квадратом", как за театральным занавесом.

Вместе с переменой роли искусства "Черный квадрат" обозначил и кардинальное изменение роли художника. Теперь он практически демиург, творящий новый мир.

Если же спуститься с эсхатологических высот обратно в историю искусства, данного нам в ощущениях, то можно сказать, что своим "Черным квадратом" Малевич создал новый тип художественного творчества, основанного не на исполнительском мастерстве и мышлении образами, а на интеллектуальной работе и идеях. Красоту форм он заменил красотой смыслов.

В связи с этим понятно, почему многие художники — Ю. Альберт, И. Чуйков, А. Юликов, Ю. Аввакумов, А. Ройтбурд, В. Немухин, Р. Герловина, А. Молодкин, Ю. Злотников, В. Бахчанян, Л. Тишков, группа "Синие носы", О. Кулик, Н. Абалакова и А. Жигалов, И. Сотников, Т. Новиков и другие — обращались в своем творчестве к "Черному квадрату", совершенно по-разному трактуя этот неиссякаемый источник вдохновения. С некоторыми из них и предполагается провести обсуждение проблем, связанных со значением этой работы, со смыслами, заключенными в ней, с ее трактовками в их творчестве.
 

Программа

Дата Тема
8 июля
Что такое "Черный квадрат"?
- смыслы
- контекст
- значение
 
Модератор — Анатолий Осмоловский
Художники-участники: Борис Орлов, Юрий Злотников
 
22 июля  "Черный квадрат" неисчерпаем как атом
- конец старого мира и начало нового
- конец старого искусства и начало нового
- обилие интерпретаций: от мистической до смеховой
 
5 августа "Черный квадрат" как национальное явление
- радикализм
- традиция отрицания традиций
- утопия через апокалипсис
- все мы вышли из "Черного квадрата": влияние на отечественное искусство и архитектуру
 
19 августа "Черный квадрат" в творчестве других художников.
От апологетики до осмеяния
- "Черный квадрат" как эталон и сакральный объект
- "Черный квадрат" как объект аналитики
- "Черный квадрат" как объект критики
- "Черный квадрат" как объект смеха
 
2 сентября "Черный квадрат" — Большой Обман? Искусство или не искусство?
- и я так могу
- квадрат черного цвета не может ничего обозначать, кроме квадрата черного цвета
- это пиар и провокация
- это заговор
- это выдумка тех, кто не умеет рисовать

Пожалуйста, обратите внимание, темы могут уточняться накануне проведения мероприятия.


При поддержке

Вернуться к списку