Начало / Музей / История / История собраний / История архивного собрания

Музей:

История архивного собрания

Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства с конца XVIII-го и до конца XX-го века. Это рукописи, письма, воспоминания, теоретические труды, коллекция фотографий, делопроизводственная документация  и др.  

История собирательства рукописных материалов началась одновременно с формированием основной коллекции галереи. Сам Павел Михайлович Третьяков, будучи аккуратным по натуре, оставил великолепный и необычайно полный личный архив. Мысль создать в галерее «Третьяковский художественный архив» принадлежала художнику и коллекционеру И.С.Остроухову ( попечителю галереи с 1905 по 1913 гг.). В 1900 году он стал  собирать материалы для написания биографии П.М.Третьякова и столкнулся с непредвиденными сложностями. В архиве основателя галереи, хранившемся в семье, было множество писем разных корреспондентов, но почти не было писем самого Павла Михайловича к художникам и другим деятелям культуры. Целенаправленное собирание таких писем началось благодаря усилиям двух членов Совета галереи: самого И.С.Остроухова и А.П.Боткиной, дочери П.М.Третьякова. Им удалось получить подлинники писем П.М.Третьякова к В.В.Верещагину, И.Н.Крамскому, В.Д.Поленову, И.Е.Репину и другим.  А.П.Боткина разобрала и систематизировала личный архив отца и, в итоге, через много лет написала знаменитую книгу «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве». Собранные Остроуховым  и Боткиной рукописные материалы были переданы Совету галереи.  В дальнейшем именно эти  материалы, наряду с делопроизводственной документацией музея за 1918-1922 годы, легли в основу собрания «Архивного отдела», созданного в Третьяковской галерее в 1922 году.
 На протяжении всего последующего времени документальное собрание продолжало и продолжает пополняться. Сейчас здесь хранятся ценнейшие источники по истории не только Третьяковской коллекции, но и всего русского искусства. Самыми ранними из представленных материалов являются письма В.Л.Боровиковского к родным, архив А.Г.Венецианова, письма Сильв.Ф.Щедрина, А.А.Иванова и др. Следующий период представлен, кроме личных фондов,  обширной коллекцией материалов, связанных с Товариществом передвижных художественных выставок, документами о деятельности Союза русских художников, Московского товарищества художников и др. В 1930-е годы в отдел рукописей ГТГ поступили на хранение архивы Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества, а также фонды Вхутемаса и Вхутеина. Однако, в связи с реорганизацией и централизацией архивного дела, эти и многие другие, в том числе личные, фонды были в 1941 году переданы в ЦГАЛИ, там же оказалась часть документальных материалов по истории Третьяковской галереи. Из поступивших в 1930-е годы неличных фондов, ценнейшим стал  архив Государственного музейного фонда, содержащий сведения о конфискованных или просто передаваемых в музеи ценностях (1919-1927 гг.). В  отдел рукописей поступили и архивные материалы АХХР, ОХР, огромный комплекс документов МОССХа и др. Собрана богатейшая коллекция фотографий конца XIX – ХХ веков. Но, бесспорно, основой  собрания являются личные фонды художников, коллекционеров и искусствоведов, среди них  архивы В.М.Васнецова, И.Э.Грабаря, М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой, Л.М.Лисицкого, И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, Н.К.Рериха, В.А.Серова, В.Е.Татлина, П.М.Третьякова, П.Н.Филонова.

Об истории создания  и о составе коллекции отдела рукописей можно прочитать в некоторых изданиях.  В 1940 году был подготовлен полный путеводитель по фондам отдела рукописей. Он не был издан, т.к. началась тотальная передача документальных материалов в Центральный государственный архив литературы и искусства, прерванная эвакуацией ГТГ во время Великой Отечественной войны.
 В 1959 году был издан сборник, посвященный 100-летию Третьяковской галереи, куда вошел краткий путеводитель по отделу рукописей ГТГ, составленный Н.Г.Галкиной и М.Н.Григорьевой.
 В 1986 году в издании «Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции» была опубликована статья Н.Л.Приймак об отделе рукописей.
 В 2005 году издан наиболее полный «Путеводитель по рукописным фондам Государственной Третьяковской галереи».
 Документы из архивного собрания Третьяковской галереи регулярно экспонируются на международных и отечественных выставках.

 



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.