Начало / Музей / История / История собраний / История библиотечного собрания

Музей:

История библиотечного собрания

В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. Библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий. Она состояла из нескольких разделов: древние рукописи, труды Д.А.Ровинского, археология, история искусства, музеи, история и география, периодика, художественные издания, среди которых находились уникальные экземпляры.
 
После перестройки жилого дома Третьяковых была выделена отдельная комната на первом этаже, где организовали небольшую публичную библиотеку по искусству, основу которой составили книги из личного собрания коллекционера. В 1905 году в свет вышел «Каталог библиотеки П.М.Третьякова», составленный Н.Н.Черногубовым, московским библиофилом и коллекционером автографов, который занял учрежденную в 1902 году должность помощника хранителя Галереи. В каталоге было отмечено поступление 12 томов и 4 названий за период с 1899 по 1905 год.
 
В 1906 году утверждается инструкция хранителю Галереи. В соответствии с этой инструкцией хранитель и его помощник в числе многих обязанностей по Галерее «заведывают библиотекой, ведут каталоги карточный и инвентарный, выдают книги посетителям и принимают их обратно, наблюдают за соблюдением правил пользования библиотекой и т.д., по указанию попечителя или Совета покупают книги и выписывают журналы для пополнения библиотеки и предлагают их на утверждение Совета».
 
С 1907 года библиотека стала получать от городской управы по 800 рублей в год для приобретения книг. В 1913 году в штат Галереи был принят единственный канцелярский работник, которому в числе прочих обязанностей, было поручено составление карточного каталога библиотеки. С 1907 по 1914 год в библиотеку поступило всего лишь 173 названия.
 
3 июня 1918 года Советом народных комиссаров был подписан декрет, объявивший Третьяковскую галерею «государственной собственностью Российской Федеративной Советской республики». Созданный  в том же
1918 году научно-художественный совет Галереи в лице его членов – Н.М.Щекотова, А.М.Скворцова и Н.Г.Машковцева уделял большое внимание комплектованию библиотеки.
 
В 1920-е годы в связи с массовой национализацией частных коллекций фонды библиотеки значительно пополнились. В эти годы библиотека получила книги из ликвидированного 1-го Пролетарского музея Рогожско-Симоновского района, из подмосковных усадеб Знаменское, Суханово, из собрания С.А.Бахрушина, из Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, Музея живописной культуры. Начал осуществляться книгообмен как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. На приобретение книг государство выделяет иностранную валюту: в 1924 году – 100, в 1925 – 300 золотых рублей.
 
Позже  присоединяются завещанные книжные коллекции И.Е.Цветкова (1926) и И.С.Остроухова (1929), М.С.Базыкина (1930), поступают  дары от частных лиц. В эти годы поступают книги из Музея живописной культуры, из библиотеки штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), поступают дары из Музея нового западного искусства, от искусствоведа А.Н.Щекотова и ряда других источников.
 
В 1929 году библиотеку, архив и фототеку объединили в единый научно-вспомогательный отдел: БАФ. В таком виде отдел просуществовал до 1939 году,  до момента разделения на три отдела, произошедшего в 1939 году.

В 1929 году в Галерею был приглашен искусствовед, знающий библиотечное дело – М.И.Фабрикант, при котором была проведена инвентаризация библиотечного фонда, началась работа по составлению алфавитного и предметного каталогов.

В 1930 году у В.Я.Адарюкова была приобретена библиографическая картотека персоналий художников.

В 1931 году библиотека начинает комплектоваться через коллектор научных библиотек.

В 1932 году открылся читальный зал.
 
1941–1944 – годы эвакуации фондов научной библиотеки в Новосибирске.
 
В 1976–1977 годах библиотека, ранее ютившаяся в старом административном корпусе, переехала в отдельный особняк в Кадашевском переулке.
 
В середине 1970-х годов в музейный фонд поступает библиотека историка древнерусского искусства А.Н.Свирина, дары от художницы  Т.Мавриной, книги из библиотек художника В.В.Рождественского и искусствоведа А.А.Сидорова. В середине 1980-х годов поступает уникальная библиотека художников Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова из Парижа, книги из библиотеки П.П.Кончаловского. В 1996 году  библиотека получила в дар библиотечную коллекцию искусствоведа В.В.Шлеева, включающую богатейшее собрание художественных открыток. В 2004  году из Российской Академии художеств была передана уникальная коллекция открыток.
 
В 2005 году научная библиотека Третьяковской галереи получила дополнительные помещения. Особняк по Кадашевскому переулку был определен на капитальную реконструкцию, а библиотека переехала в отреставрированный находящийся рядом флигель.

 



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.