Начало / Музей / История / История собраний / История собрания графики XX века

Музей:

История собрания графики XX века

Музейное собрание – это специфический вариант истории искусства. Комплектование коллекций зависит не только от эволюции искусства, не только от приоритетов музейщиков-собирателей, но и от многих случайных обстоятельств. Процесс формирования музейных коллекций отражает и существенные этапы эволюции искусства, и внешний слой художественного процесса – моду, а в применении к искусству советского периода – государственную коньюнктуру.
 
 Особенно активно коллекции графики в Третьяковской галерее стали комплектоваться в 1920-е годы. В это время музеи обладали большей, чем впоследствии, самостоятельностью в отборе экспонатов и определении тенденций развития музея. У истоков собрания графики ХХ века Третьковской галереи стоял один из крупнейших искусствоведов тех лет А.В.Бакушинский. Отдел графики он проектировал как собрание рисунка в отличие от Гравюрного кабинета Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), создателем которого был Н.И.Романов. Именно А.В.Бакушинский ясно осознал и теоретически описал процесс самоопределения рисунка ХХ века как полноценного жанра и станкового вида искусства.
 
В 1927 году в связи с 10-летием Октябрьской революции в стране проходили разнообразные юбилейные выставки. К этой дате Третьяковская галерея подготовила выставку приобретений рисунков за десять лет. Во вступительной статье к каталогу выставки А.В.Бакушинский обосновал теоретические принципы, лежавшие в основе деятельности нового отдела Галереи. Выставка должна была продемонстрировать эти принципы. Первоочередной задачей выставки организаторы считали «смотр русского рисунка, выяснение его качественного уровня, особенностей, этапов его развития в течение истекшего десятилетия». К этой выставке в том же 1927 году был  издан буклет «Государственная Третьяковская галерея: Отдел рисунков: Выставка  ‘Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции’», а год спустя – каталог «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции: Каталог» (М., 1928). А.В.Бакушинский был автором текстов к обоим изданиям.
 
Первый десятилетний этап деятельности А.В.Бакушинского – основа собрания рисунка XX века, коллекция шедевров и формулировка ориентиров для дальнейшего комплектования, не утратившая своего основополагающего значения до наших дней. В работе отдела в первое десятилетие его существования произошло счастливое сочетание исторических реалий и таланта собирателей, адекватно понимавших современное искусство.
Большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В эти годы в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей. Так, из собрания Цветковской галереи поступили работы Н.Н.Агапьевой, М.М.Аксельрода, Р.Н.Барто, коллекция рисунков Р.Р.Фалька. Промежуточной инстанцией, аккумулирующей работы разных авторов, поступавших из различных источников, был Государственный музейный фонд (ГМФ). Из ГМФ в Третьяковскую галерею в 1928 были переданы рисунки, отобранные А.В.Бакушинским для выставки 1927 года, в их числе – работы В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, А.М.Родченко, Л.С.Поповой, В.Ф.Степановой и других мастеров. В 1929 году в фонды Галереи были включены произведения из Музея живописной культуры, образованного в начале 1920-х годов московскими авангардистами, в котором коллекционирование шло по формальному принципу.
 
Собирательская деятельность Третьяковской галереи, как и других государственных музеев, до середины 1990-х годов осуществлялась за счет государственных заказов художникам для крупных выставок. После закрытия выставок работы приобретались у авторов закупочными комиссиями Министерств культуры и Союзами художников. Существует определенная связь между составом таких выставок, как «Художники РСФСР за ХV лет», прошедшей в Ленинграде (1932) и Москве (1933), «Индустрия социализма» (1939) и других, и поступлениями в Третьяковскую галерею. Определяющая роль закупочных комиссий отразилась на составе коллекций искусства советского времени неоправданно большим числом произведений художников, признанных в то время ведущими и, как правило, входивших в руководство творческих союзов и Академии художеств СССР (Академия художеств СССР – высшее научное учреждение, объединявшее крупнейших деятелей советского изобразительного искусства и осуществлявшего научно-методическое руководство подготовкой художественных кадров. На деле Академия художеств СССР являлась действенным проводником государственной политики в области изобразительных искусств).
 
В разные годы помимо государственных приобретений музей получал дары от самих художников, их наследников, а также коллекционеров. Первым значительным даром в отдел графики XX века стала коллекция рисунков В.Н.Чекрыгина, переданная в Галерею его вдовой в 1923 году. Роль дарителей в комплектовании музея особенно возросла после отмены регулярных государственных закупок произведений для музеев.
 
При комплектовании фондов графики XX века Третьяковской галерее выпала огромная удача в виде обретения в дар обширных коллекций А.А.Сидорова (1969) и Г.Д.Костаки (1977). Коллекция А.А.Сидорова обогатила музей великолепными графическими произведениями художников, творчество которых по тем или иным причинам не было представлено в Галерее или было представлено небольшим числом произведений. В 1975 году в стенах Третьяковской галереи прошла выставка «Рисунок русских и советских художников из коллекции А.А.Сидорова» и был издан каталог «Рисунок русских и советских художников из коллекции А.А.Сидорова» (М.: Советский художник, 1975).
 
Передача Галерее в дар части коллекции русского авангарда, собранной Г.Д.Костаки, имела еще более принципиальное значение. Благодаря этому в музейное собрание вошли важнейшие для истории искусства произведения крупнейших мастеров авангарда, а также большое число работ других художников «левого искусства». В дар Галерее была передана лишь часть коллекции Г.Д.Костаки, другую часть владелец вывез за рубеж. В конце 1990-х годов зарубежная часть коллекции Г.Д.Костаки была продана его наследниками  греческого государству, так был организован Музей современного искусства в г. Салоники. Отдельного каталога, посвященного коллекции Г.Д.Костаки, вошедшей в фонды Третьяковской галереи, не издано. Частично произведения из его коллекции опубликованы в изданиях – Russian Avant-Garde Art. The George Costakis Collection. Harry N. Abrams. Inc., Publishers, New York; Russian Avant-Garde 1910–1930 The G.Costakis Collection: [Каталог выставки]. Athens, 1996.
 
В 1958 году от вдовы художника С.Х.Лисицкой–Кюпперс в собрание графики XX века Третьяковской галереи поступила наиболее полная в России (более 300 работ) графическая коллекция произведений Л.М.Лисицкого. Эти произведения – наиболее востребованные организаторами выставок русского искусства начала XX века в нашей стране и за рубежом. Коллекция опубликована в каталоге персональной выставки Л.М.Лисицкого, прошедшей в Третьяковской галерее и Музее Ван Аббе в городе Эйндховен в Голландии (см. изд.: Лазарь Маркович Лисицкий. 1890–1941: Выставка произведений к столетию со дня рождения. Москва; Эйндховен, 1990).
 
Иногда источником комплектования коллекции становились выставки, организованные в Третьяковской галерее. В 1967 году прошла выставка «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции», прошедшая в 1967 году. В ее составе впервые были показаны, а затем приобретены произведения художников, чьи имена на десятилетия были вычеркнуты из истории отечественного искусства, произведения которых своей стилистикой выпадали из привычной картины официального советского искусства.
 
С начала 1990-х годов после изменения в нашей стране общественных условий и смены ценностных ориентиров музеи пытаются с большим или меньшим успехом уравновесить и гармонизировать состав своих коллекций, приблизить их к объективному соотношению имен и течений. Итогом подобной деятельности отдела графики ХХ века стала проведенная в 2003 году выставка новых поступлений, отраженная в каталоге «Государственная Третьяковская галерея: Графика ХХ века: Новые поступления: Каталог выставки» (М., 2003).

 



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.