Начало / Музей / История / История собраний / История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века

Музей:

История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века

В Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. Основатель галереи П.М.Третьяков – один из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров. До 1861 года им был приобретен портрет неизвестной в желтой шали кисти В.Л.Боровиковского. К концу жизни П.М.Третьяков владел одиннадцатью работами этого крупнейшего мастера, в числе которых прославленный шедевр – «Портрет М.И.Лопухиной». Из произведений Д.Г.Левицкого П.М.Третьякову удалось купить только три портрета. В последние годы собирательства Третьякову посчастливилось приобрести великолепный этюд «Обнаженный натурщик» работы А.П.Лосенко. Всего основатель Галереи собрал тридцать шесть работ мастеров прошлого столетия.
 
После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании коллекции старой живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев. Благодаря его содействию Галерея пополнилась одним из лучших произведений Д.Г.Левицкого – портретом итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци. В период деятельности Совета в Галерею поступил «Портрет В.И.Майкова» кисти Ф.С.Рокотова, были приобретены произведения В.Л.Боровиковского, среди которых «Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных». Кроме того, в дар Галерее было передано полотно Ф.Я.Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости». В новой экспозиции, созданной попечителем Галереи, художником и историком искусства И.Э.Грабарем, произведения Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.
 
Первые послереволюционные годы стали «золотым веком» для формирования коллекции старой живописи. В 1918 году был создан Национальный музейный фонд, в который устремился огромный поток художественных сокровищ из дворцов, усадеб и частных собраний. Отсюда предметы искусства распределялись по музеям страны. В это время в собрание Галереи поступают произведения иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке: Г.Х.Гроота, А.Рослина, Л.Токе, а также несколько работ Ф.С.Рокотова и Д.Г.Левицкого.
 
Исключительное значение в комплектовании коллекции имело вхождение в собрание Третьяковской галереи  коллекций Московского Публичного и Румянцевского музеев, Цветковской галереи, Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова, произошедшее в середине – второй половине 1920-х годов. Галерея пополнилась подлинными шедеврами – портретом канцлера Г.И.Головкина работы И.Н.Никитина, девятью произведениями Д.Г.Левицкого (в их числе – портреты М.А.Дьяковой и М.А.Львовой) и В.Л.Боровиковского.
 
В результате контактов Третьяковской галереи с музеями Москвы и Ленинграда в собрание поступили «Портрет П.А.Демидова» кисти Д.Г.Левицкого, парадный портрет Петра III, созданный А.П.Антроповым, и парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный И.Я.Вишняковым,  а также полотно А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».
 
К началу 1930-х годов комплектование коллекции живописи XVIII столетия в Галерее в основном завершилось. Отдельные произведения приобретались у частных лиц через Государственную закупочную комиссию.
В 1960–1970-е годы в Галерею не поступило ни одного произведения XVIII века. В 1980-е положение постепенно меняется. На зарубежных аукционах и у частных лиц приобретаются произведения Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. В 1990 году в дар от гражданина Израиля был получен «Портрет неизвестной с розой» Д.Г.Левицкого. 
 
Наиболее известная часть собрания живописи XVIII века в Третьяковской галерее – творения трех корифеев русского портрета – Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. Коллекция произведений Ф.С.Рокотова – лучшая в России. Творчество петербургского художника Д.Г.Левицкого представлено в основном камерными портретами. Наследие В.Л.Боровиковского наиболее полно по количеству и составу: наряду с портретами в нем представлена религиозная живопись, ранее почти неизвестная зрителю.
 
Коллекция живописи первой половины XIX века в настоящий момент насчитывает более тысячи произведений. К моменту передачи галереи в дар городу Москве в 1892 году этот раздел живописи насчитывал свыше двухсот пятидесяти полотен.
 
Самым значительным из ранних произведений, приобретенных П.М.Третьяковым, был «Портрет Микеланджело Ланчи» кисти К.П.Брюллова. В 1860-х годах в галерею попадают работы Сильв.Ф.Щедрина – «Большая гавань в Сорренто» (ныне «Большая гавань на острове Капри»), в 1870 – «Автопортрет»,– «Автопортрет» О.А.Кипренского. Уже в ранний период собирательства в коллекции Третьякова появились шедевры, и ныне украшающие залы экспозиции, среди них –  «Портрет Е.П.Ростопчиной», «Портрет Д.Н.Хвостовой» кисти О.А.Кипренского; «Портрет К.Г.Равича», «Портрет Булакова», созданные В.А.Тропининым; «Портрет Н.В.Кукольника», «Портрет А.Н.Струговщикова» работы К.П.Брюллова. В 1874 году И.Е.Репин передал П.М.Третьякову, что в Париже «у какой-то графини Самойловой продается несколько вещей К.П.Брюллова». Среди этих «вещей» была знаменитая «Всадница» – одно из лучших парадных произведений художника.
Большой интерес проявлял П.М.Третьяков к жанровой живописи. Удачей стало приобретение работ А.Г.Венецианова, среди которых были такие значительные произведения, как картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка».
 
В 1870-е годы П.М.Третьяков глубоко заинтересовался наследием А.А.Иванова. Им были приобретены шестьдесят семь живописных работ великого художника. Приобретение этюдов продолжалось  в 1880-е годы и к 1892 году, когда собрание Третьякова было передано Москве, в коллекции насчитывалось 83 работы художника, в том числе шедевры коллекции – этюды «Аппиева дорога при закате солнца» и «Ветка».
 
В период управления Третьяковской галереей Советом попечителей пополнение фондов произведениями первой половины XIX века были не многочисленны, но значительны по своему художественному уровню. В это время были приобретены картины художников школы А.Г.Венецианова, ранее почти не представленные в собрании, и  картина П.А.Федотова «Разборчивая невеста». В 1916 году был куплен «Портрет А.С.Пушкина» работы О.А.Кипренского у внука поэта.
 
Вследствие национализации частных коллекций в 1918 году Галерея стала обладательницей ряда ценнейших произведений. Собрание пополнилось такими произведениями, как «Портрет А.А.Челищева» кисти О.А.Кипренского, «Гитарист» работы В.А.Тропинина, «Оливы у кладбища в Альбано» и «Подножие Виковары. Камни на берегу реки», созданные А.А.Ивановым.
 
С 1925 года в Третьяковскую галерею начали поступать экспонаты из картинной галереи Московского Публичного и Румянцевского музеев. Благодаря этому оказалась окончательно укомплектованной уникальная по полноте и качеству коллекция произведений А.А.Иванова. Из Румянцевского музея были переданы картины «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» и «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» и, главное, – большое полотно «Явление Христа народу», для экспонирования которого в 1932 году в Галерее был выстроен специальный зал. Ныне собрание живописных работ А.А.Иванова насчитывает 330 произведений. Из Румянцевского музея поступили работы П.А.Федотова «Свежий кавалер» и Сватовство майора», а также  «Автопортрет» К.П.Брюллова.
 
В начале 1930-х годов из Государственного Русского музея в Третьяковскую галерею было передано огромное незавершенное полотно К.П.Брюллова «Осада Пскова». Таким образом, к началу 1930-х годов собрание живописи первой половины XIX века сложилось окончательно.
 
В 1960-е годы новых поступлений было немного, хотя и в это время в Галерею поступает ряд интересных произведений, например «Автопортрет» А.А.Иванова и «Портрет княгини А.А.Багратион» кисти К.П.Брюллова.
 
За последние годы в собрании Третьяковской галереи появилось несколько новых работ крупнейших художников первой половины XIX века. Так, в 2001 году по завещанию гражданина Великобритании В.Г.Проваторова коллекция обогатилась картиной А.Г.Венецианова «Сенокос». Сенсацией стала находка в одной из частных коллекций Португалии и приобретение на средства, выделенные президентом России, картины К.П.Брюллова «Вид порта Пику на острове Мадейра». Эти работы представлены ныне в залах нашего музея.




См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.