Начало / Музей / История / История собраний / История собрания живописи второй половины XIX века

Музей:

История собрания живописи второй половины XIX века

Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Первыми картинами, приобретенными П.М.Третьяковым в свое будущее собрание в 1856 году, были картины художников именно второй половины XIX века – В.Г.Худякова  «Стычка с финляндскими контрабандистами» и Н.Г.Шильдера  «Искушение».
 
С первой передвижной выставки 1871 года, П.М.Третьяков становится основным покупателем картин художников-передвижников. Собрание их работ по своему богатству и значимости  не имело себе равных. К концу 1870-х годов в Галерее начинают формироваться большие монографические комплексы произведений различных художников. Они до сих пор определяют характер и особенности собрания живописи второй половины XIX века. Одной из первых стала монография В.Г.Перова. Еще в 1861 году П.М.Третьяков приобрел картину «Сельский крестный ход на Пасхе». В 1870-е годы он покупал все наиболее значительные произведения художника. Большое место в монографии занимают произведения, выполненные для задуманной Третьяковым портретной галереи видных представителей отечественной культуры, в составе которой портреты Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, В.И.Даля. После революции из Румянцевского музея в Галерею поступило этапное произведение В.Г.Перова – «Проводы покойника», а также его ранние работы – «Шарманщик» и «Савояр». В 1960–1980-х годах Третьяковской галереей были приобретены две самых ранних, ученических картины художника «Приезд станового на следствие» (1857) и «Сцена на могиле» (1859).
 
Вторая по времени создания монография в собрании П.М.Третьякова – коллекция работ И.Н.Крамского. На протяжении почти полутора десятков лет Третьяков был главным покупателем работ художника, а Крамской – главным советчиком Третьякова в вопросах пополнения его собрания.  Для портретной галереи Крамской исполняет более десяти портретов, в том числе портреты писателей Л.Н.Толстого и Н.А.Некрасова. За последнее время в Галерею было приобретено несколько произведений И.Н.Крамского и среди них – редкий в его творчестве натюрморт «Букет цветов. Флоксы».
 
Многие произведения в свою коллекцию П.М.Третьяков приобретал непосредственно на передвижных выставках, среди них – картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н.Ге, «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, «Христос в пустыне» И.Н.Крамского.
Подлинным увлечением П.М.Третьякова стала пейзажная живопись. Первой по времени сложения была монография Ф.А.Васильева. В начале 1870-х годов в Галерею поступают все крупные произведения художника –  «Оттепель», «Мокрый луг», «В Крымских горах», а также несколько небольших этюдов. Важным пополнением коллекции стала передача из Музея И.С.Остроухова одиннадцати картин и этюдов  Федора Васильева.
 
Стремительный взлет творчества А.И.Куинджи в 1870–1880-х годах способствовал быстрому формированию большой коллекции его работ в собрании П.М.Третьякова. В это время он приобретает восемь больших картин мастера – все наиболее значительное из того, что было создано художником в лучшую пору его творческой деятельности. Собранное П.М.Третьяковым, и по сей день, составляет ядро монографии А.И.Куинджи.
 
В настоящее время одной из самых представительных в музее является монография И.И.Шишкина. П.М.Третьяковым были приобретены «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу». В послереволюционный период коллекция произведений И.И.Шишкина в Третьяковской галерее почти утроилась. Из Музея И.С.Остроухова, Румянцевского музея и от частных лиц в Галерею поступили его первоклассные этюды, а также несколько этапных произведений – полотна «Лесные дали» и «Дождь в дубовом лесу».
 
Сложнее всего шло формирование коллекции произведений А.К.Саврасова. К 1898 году в Третьяковской галерее находилось только семь его работ. Активное формирование коллекции картин замечательного русского пейзажиста началось уже в послереволюционное время. На протяжении 1920–1980-х годов в Галерею поступило почти три десятка его произведений. За последние годы от частных лиц в Третьяковскую галерею поступило несколько работ А.К.Саврасова. Лучшее среди них – картина «Домик в провинции. Весна», переданная в 2000 году по завещанию знаменитой арфистки В.Г.Дуловой.
 
В 1870–1880-е годы в Третьяковской галерее начинают оформляться монографии молодых в то время живописцев – И.Е.Репина, В.М.Васнецова, В.И.Сурикова. П.М.Третьяков был главным покупателем произведений И.Е.Репина. При нем в Галерею поступили такие работы мастера, как «Царевна Софья Алексеевна», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», множество первоклассных портретов, среди которых изображения композитора М.П.Мусоргского,  хирурга Н.И.Пирогова, актрисы П.А.Стрепетовой и других деятелей науки и культуры.  К моменту передачи Третьяковской галереи городу Москве монография произведений И.Е.Репина насчитывала более 50 работ. В настоящее время в Галерее хранится свыше 140 произведений художника, многие из которых поступили в 1930-е годы, в том числе – «Портрет военного инженера А.И.Дельвига».
 
Первой работой В.И.Сурикова, приобретенной П.М.Третьяковым, была картина «Утро стрелецкой казни»; затем последовали приобретения картин «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». В последующие годы коллекция работ В.И.Сурикова пополнялась в основном этюдами и эскизами, поступавшими из частных собраний, Румянцевского музея, Музея И.С.Остроухова, Цветковской галереи. Монография произведений художника в настоящее время насчитывает более 110 произведений и является самой значительной среди музейных собраний.
 
Первым крупным произведением В.М.Васнецова, приобретенным П.М.Третьяковым, была картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Третьяков отдавал предпочтение историко-фольклорным картинам художника, а также очень интересовался его эскизами для росписей Владимирского собора в Киеве. В ХХ столетии монография работ художника значительно пополнилась. Были приобретены  живописные произведения, среди которых хорошо известная российскому зрителю картина «Алёнушка», полотно «Сирин и Алконост. Песня радости и печали», этюды и эскизы к картинам, а также его портретные работы.
 
После покупки картины Н.Н.Ге «Петр I допрашивает царевича  Алексея Петровича в Петергофе» П.М.Третьяков заинтересовался портретным творчеством художника. Им были приобретены портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, по рекомендации которого Третьяковым была куплена одна из наиболее законченных картин евангельского цикла «Что есть истина? Христос и Пилат». Другие произведения из этой серии поступили в Галерею от сына художника. Собрание пополнилось картинами «Голгофа», «Суд Синедриона. «Повинен смерти!» и другими работами. Нынешняя монография произведений Н.Н.Ге в Третьяковской галерее насчитывает около 80 произведений.
 
П.М.Третьяков мало интересовался художниками академического направления, хотя некоторые их произведения он приобрел для своей коллекции, в том числе картины А.А.Сведомского, С.В.Бакаловича, В.С.Смирнова. Основная часть произведений академической живописи последней четверти XIX века, собранная сейчас в Галерее, поступила уже в послереволюционный период.
 
 Монография произведений В.Д.Поленова начала складываться с ранней картины художника «Право господина». Позже П.М.Третьяков приобрел его пейзажные работы – «Московский дворик» и «Бабушкин сад», а также этюды. К концу 1890-х годов монография работ В.Д.Поленова насчитывала около 80 живописных произведений. В настоящее время она почти удвоилась. Многие произведения поступили в Галерею в 1920-х годах, в их числе картина «Заросший пруд».
 
И.И.Левитан был последним выдающимся русским живописцем, коллекция работ которого в Третьяковской галерее была в значительной мере сформирована самим ее основателем. П.М.Третьяков приобрел его первую работу – «Осенний день. Сокольники», затем – волжские пейзажи «Над вечным покоем», «Март», «Золотая осень». Сам автор подарил Третьякову знаменитую картину «Владимирка». Эскиз картины «Над вечным покоем» стал последней покупкой П.М.Третьякова. Уже в ХХ веке монография произведений И.И.Левитана пополнилась картинами «Весна – большая вода», «Сумерки. Стога». В настоящее время произведения художника поступают из частных коллекций. В 1970 году из собрания Н.С.Голованова поступило ценнейшее этапное произведение живописца – картина «Тихая обитель». Сейчас монография работ И.И.Левитана насчитывает около 100 работ.
 
Коллекция русской живописи второй половины XIX века складывалась и формировалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.

 



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.