Начало / Музей / История / История собраний / История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века

Музей:

История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века

Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников, пришедших за передвижниками, было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова. Одно из первых произведений зарождающегося в России импрессионизма – картина «Девушка, освещенная солнцем» работы В.А.Серова – сразу оказалось в Третьяковской галерее, а за ним – и другие произведения художника, его портреты и пейзажи.
 
П.М.Третьяков начинает собирать произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха, проявляя поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Преодолевая активное сопротивление критика В.В.Стасова, издателя А.С.Суворина, художника Г.Г.Мясоедова, писателя Д.В.Григоровича, он приобретает в свое собрание центральное произведение М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», купленное вслед за другой работой мастера – картиной «Пустынник». М.В.Нестеров подарил коллекционеру другие свои картины – произведения из цикла о Сергии Радонежском – триптих «Труды преподобного Сергия» и полотно «Юность преподобного Сергия». Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков, в их числе картины М.А.Врубеля  «Пан», «К ночи», «Демон поверженный»; К.А.Сомова «Дама в голубом»;  А.П.Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви»; В.Э.Борисова-Мусатова «Призраки», «Изумрудное ожерелье».
 
С 1913 года попечителем Третьяковской галереи становится И.Э.Грабарь – яркий представитель русской художественной культуры начала ХХ века. Свою первоочередную задачу он видел в создании новой экспозиции, в восполнении пробелов, допущенных его предшественниками в собирании искусства, в том числе и новейшего. И.Э.Грабарь стремился завершить формирование персоналий крупнейших художников конца XIX – начала ХХ века В.А.Серова, К.А.Коровина, М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова. При нем музей пополнился картинами мастеров второй волны русского символизма, членами объединения «Голубая роза», среди которых особо выделялся П.В.Кузнецов. После 1918 года, исполняя должность директора Государственной Третьяковской галереи, И.Э.Грабарь продолжил формировать  коллекцию. Из частных собраний поступили полотна М.А.Врубеля «Демон (сидящий)», «Портрет С.И.Мамонтова»; В.А.Серова «Портрет Г.Л.Гиршман»; В.Э.Борисова-Мусатова «Водоем» и «Гобелен». Из расформированных в первые послереволюционные годы музеев в Галерею переходят произведения М.А.Врубеля (четыре декоративных панно «Фауст» и триптих «Суд Париса»), а также более двух десятков произведений К.А.Коровина.
 
В 1924 году в Галерее был создан отдел новейшего искусства под руководством выдающегося ученого А.М.Эфроса. Основным источником пополнения музейных фондов в этот период являлись государственные закупки. В 1920-е годы музею удалось приобрести замечательную работу В.А.Серова «Девочка с персиками» и ряд крупных произведений ведущих русских художников начала XX века. К середине 1930-х годов в Галерее складываются превосходные персоналии В.А.Серова, М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова. Но в это время искусство импрессионизма, символизма, модерна, не говоря уже об авангардных течениях, становится опальным. Более двух десятилетий Третьяковская галерея пополнялась главным образом работами художников реалистического направления.
 
В 1950-е годы в Третьяковскую галерею поступает целый ряд монументально-декоративных работ ведущих художников рубежа XIX–ХХ веков. В 1956 году из Большого театра было передано огромное панно М.А.Врубеля «Принцесса Греза», а в 1961 – десять декоративных панно К.А.Коровина.  Множество выдающихся произведений пришло в эти и последующие годы в дар от родственников художников и коллекционеров.
 
В 1961 году ленинградская собирательница К.К.Басевич преподнесла Галерее работы П.В.Кузнецова, М.С.Сарьяна, А.Н.Бенуа и других мастеров. Среди них находилось прославленное декоративное панно К.С.Петрова-Водкина «Купание красного коня». Основу коллекции, переданной Э.Курнан (Франция) в дар Галерее в 1982 году, составляли произведения Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова. В 1984 году наследники крупного ученого и блестящего коллекционера Н.С.Аржаникова подарили Третьяковке десять произведений К.А.Коровина, З.Е.Серебряковой, С.Ю.Судейкина и других художников.
 
Собрание живописи конца  XIX – начала ХХ века в Третьяковской галерее выделяется среди других музейных коллекций почти исчерпывающей полнотой персоналий В.А.Серова, М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, К.А.Коровина, М.В.Нестерова, а также широким спектром произведений художников московских объединений, в частности таких как «Союз русских художников». Менее полно представлено творчество мастеров объединения «Мир искусства», однако те работы, что хранятся в Галерее, являются своеобразными вехами в творчестве художников-мирискусников.
 

 



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.