Начало / Музей / История / История собраний / История собрания скульптуры ХХ века

Музей:

История собрания скульптуры ХХ века

История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века  равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Им были куплены едва ли не лучшие три работы Н.А.Андреева, семь первоклассных произведений А.С. Голубкиной, две скульптуры С.Т. Коненкова. В 1920 году в коллекцию вошли работы А.Т.Матвеева и несколько произведений С.Т.Коненкова.
Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.
Начиная с этого времени, основным источником закупок стали крупные юбилейные выставки и выставки художественных объединений. На выставке «Х лет Октября» (1928) первые три премии получили скульптурные работы: «Крестьянка» В.И.Мухиной, «Портрет Ф.Э.Дзержинского» С.Д.Лебедевой и «Булыжник – оружие пролетариата И.Д.Шадра, которые позднее поступили в Галерею. С выставки «Художники РСФСР за 15 лет» пришли произведения В.И.Мухиной, И.Г.Фрих-Хара, С.Ф.Булаковского, Г.И.Кепинова, Б.Ю.Сандомирской.
Формирование галерейской коллекции находилось в тесной связи с теми процессами, которые происходили в это время в искусстве. Особое значение для пополнения нашего собрания имели четыре  выставки Объединения российских скульпторов (ОРС) с1926 по 1931 год. С этих выставок в коллекцию вошли работы В.Н.Домогацкого, А.Н.Златовратского, Б.Д.Королева, В.А.Ватагина, С.Д.Лебедевой, В.И.Мухиной, И.Г.Фрих-Хара, И.М.Чайкова, А.Е.Зеленского и других. Таким образом, к 1930-м годам в Галерее сложилась внушительная коллекция работ, отмеченных высокой художественной культурой и профессионализмом.
После ликвидации художественных объединений в 1932 году, практика проведения скульптурных выставок все же продолжалась. Важнейшими из них были «Скульптура в дереве» и «Бригада скульпторов» («Бригада восьми»), обе – 1935 года. Участники послед ней И.М.Чайков, С.Д.Лебедева, В.И.Мухина, И.Г.Фрих-Хар, А.Е.Зеленский, Г.И.Кепинов, И.Л.Слоним, В.А.Фаворский организовали художественно-экспериментальную лабораторию в Конаково. Создавая скульптурные композиции из керамики, они сумели по-новому раскрыть эстетические возможности этого материала в станковом искусстве. Лучшие произведения этих мастеров составили ценный раздел скульптурного собрания Галереи, послуживший основой для нынешней большой и интересной коллекции керамической пластики.
К началу 1940-х годов в собрании современной скульптуры в Галерее насчитывалось свыше 200 работ. В годы Великой Отечественной войны Третьяковская галерея устраивала в своих стенах художественные выставки «Великая Отечественная война» (1942) и «Героический фронт и тыл» (1943), откуда поступили созданные именно в это время работы М.Г.Манизера, В.И.Мухиной, С.Д.Лебедевой, З.И.Азгура.
Начиная с 1947 года, вплоть до конца 1950-х в Галерее ежегодно проводились Всесоюзные художественные выставки, ставшие главным источником пополнения собрания. Формируются коллекции произведений мастеров поздней академической школы, официального советского искусства – М.Г.Манизера, Н.В.Томского, Е.В.Вучетича и др. В 1951 году Галерее удалось получить работы И.Д.Шадра – его известную «Серию Гознака»: «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин». С письмом «о содействии в деле собирания в Галерее произведений И.Д.Шадра» ГТГ обращалась в Комитет по делам искусств еще в апреле 1941 года. К началу 1950-х годов коллекция скульптуры ХХ века насчитывала около 400 единиц хранения.
В конце 1950-х годов собрание пополнилось рядом поздних произведений С.Т.Коненкова, среди них знаменитый «Автопортрет», созданный художником уже после возвращения из эмиграции.
В Галереи сложилась первоклассная коллекция анималистической скульптуры, созданной мастерами этого жанра – В.А.Ватагиным, И.С.Ефимовым,  А.Г.Сотниковым, П.А.Баландиным, А.Н.Кардашевым, П.М.Кожиным.
Ценные приобретения работ мастеров старшего поколения – А.Т. Матвеева, Д.Ф.Цаплина, И.М.Чайкова, З.М.Виленского, Г.И.Мотовилова, С.В.Кольцова, Д.А.Якерсона, Н.В.Крандиевской и др. продолжались в 1960-1980-х годах. Подобные уникальные поступления продолжаются и в настоящее время.
В собрании почти не представлены имена скульпторов–авангардистов начала ХХ века. В отличие от живописи в русской скульптуре авангард не занял сколько-нибудь заметных позиций. С отъездом А.П.Архипенко (1908), Жака Липшица (1911), Наума Габо (Н.А.Певзнера; 1922), Антуана Певзнера (Нат.А.Певзнера; 1923) в России не осталось равных им представителей этого направления.
Период конца 1950х – начала 1960-х годов, вошедший в историю под названием «оттепель», дал мощный импульс для развития всего искусства второй половины ХХ века.  За редким исключением наиболее яркие в художественном отношении произведения молодых мастеров того времени А.Г.Пологовой, Д.М.Шаховского, В.Х.Думаняна, А.А.Древина, О.К.Комова, Ю.Л.Чернова, А.Н.Красулина,  Л.Ф.Ланкинена, Н.И.Жилинской, Ю.В.Александрова, И.Ф.Блюмель находятся в собрании Галереи. Это классика скульптуры ХХ века.
 Почти каждый из скульпторов-шестидесятников, зачинателей нового движения, был профессионально, духовно, а то и кровно связан с кем- либо из «великих стариков» - художников старшего поколения, в творчестве которых сохранялись устои и традиции русской классической школы. Закономерно, что культурная ситуация середины ХХ века, пронизанная живыми взаимосвязями «родства» и «соседства», среда, в которой связь времен не успела распасться, при наступлении «оттепели» сразу дала мощные ростки нового движения, определившего художественную судьбу и нравственный строй искусства следующих десятилетий.
Неоценимую роль в этом движении сыграла Е.Ф.Белашова. Ее свободное лирическое творчество уже с конца 1940-х предвосхитило искусство «оттепели». Шестидесятники многим обязаны Е.Ф.Белашовой и как педагогу МИПиДИ, а после его расформирования МВХПУ                      (б. Строгановского), и как председателю Правления Союза художников СССР, активно и действенно поддерживавшему молодых художников. В Галерее собрана монографическая коллекция ее произведений, равно как и М.К.Аникушина, Л.Е.Кербеля, Н.Б.Никогосяна, Вл.Е.Цигаля – художников, также начинавших в 1940-е годы и также связанных с новой волной.
Представлены в собрании и художественные династии. Талантливая семья Рукавишниковых, знаменитых в Нижнем Новгороде меценатов и собирателей, в ХХ веке дала России поэтов, музыкантов, художников, в том числе скульпторов: М.С.Рукавишникова, работавшего в 1910-х годах с С.Т.Коненковым, И.М.Рукавишникова, А.И.Рукавишникова – одного из ярких представителей художников-семидесятников.
В 1970-1980-е годы на смену лаконизму и обобщенности 1960-х годов приходит более свободный, богатый пластический язык, расширяется круг тем, скульптура активно обращается к самым различным материалам, в нее вводится цвет. Это демонстрируют работы В.А.Вахрамеева, Л.Л.Кремневой, Т.М.Соколовой, Д.Ю.Митлянского, Л.Л.Берлина, Б.А.Свинина, Ю.Г.Орехова.
В эти же годы в искусство входит новое поколение, которых отличают артистизм, высокий строй и метафоричность, блестящее профессиональное мастерство. В собрании Галереи находятся работы лидеров этого поколения: Л.М.Баранова, А.Н.Бурганова, Л.Т.Гадаева, В.М.Клыкова, М.В.Переяславца, А.И.Рукавишникова, В.Б.Соскиева, Г.В.Франгуляна, И.П.Казанского, Е.В.Мунц.
С середины 1980-х годов работа по комплектованию коллекции современной скульптуры приобрела особенно активный, целенаправленный характер. Большая работа по просмотру произведений проводилась в мастерских, на симпозиумах и выставках, в самой Галерее, где художники стали частыми гостями отдела скульптуры. Это был период многочисленных поездок сотрудников отдела по всей стране для изучения материала на местах  – в Ленинграде, Пензе, Липецке, Архангельске, Тамбове, Магадане и других центрах. Наряду с произведениями М.А.Вайнмана, Б.Е.Каплянского, Б.Г.Стамова, Л.М.Холиной, А.М.Игнатьва, А.Н.Черницкого, Ю.Д.Гришко, в Галерее появились работы М.М.Ершова, К.И.Суворовой, Д.Д.Каминкера, Л.Я.Колибабы, А.И.Бема, А.В.Вашковца, И.М.Мазура, Ф.И.Мадурова, А.Е.Вагнера, Н.К.Шек.
 Поездки охватывали не только территорию России, но  и республики. К 1990-м годам в Галерее сложилось превосходное собрание произведений национальных скульптурных школ, которое по качеству и полноте может быть сопоставимым с коллекциями пластики в национальных музеях.
Все же основным источником комплектования оставались многочисленные выставки. Серьезное пополнение получила Галерея с грандиозных Всесоюзных выставок скульптуры в Москве (1983-1991).
В 1986 г. в Галерею влилась коллекция Государственной картинной галереи СССР, скульптурная часть которой составляла около двухсот работ, преимущественно 1970-1980-х годов. Существенное значение имела поддержка Союза художников СССР и Союза художников РСФСР, которые передали музею более ста произведений. Немалое число скульптур поступило в дар от авторов и их наследников. Это работы В.Сидура, О.С.Прокофьева, Н.И.Жилинской, В.Н.Немухина, Э.И.Неизвестного, Г.А.Воронова, Г.Ш.Басырова.
В итоге к началу ХХI века Третьяковская галерея стала обладательницей уникальной коллекции отечественной скульптуры второй половины ХХ века, насчитывающей около четырех тысяч единиц хранения. Уникальность собрания – не только в количестве произведений, но и в широте жанрового и тематического диапазона, разнообразии творческих индивидуальностей и стилистических направлений, богатстве и разнообразии технологий и материалов.
Основная часть коллекции – станковая скульптура разных жанров. В разделе монументальной скульптуры находятся модели и конкурсные проекты памятников, а также отдельные фрагменты в натуральную величину: фигуры, бюсты, головы.
 Продолжает пополняться обширный раздел анималистической скульптуры, характер и развитие которой во многом определяется традицией, идущей от И.С.Ефимова, В.А.Ватагина, Д.Ф.Цаплина, А.Г.Сотникова. В коллекции представлены произведения Г.А.Попандопуло, В.В.Трофимова, А.М.Белашова, А.В.Марца, А.С.Цветкова и их учеников.
Для современной пластики характерно использование разнообразных материалов. Большую часть фонда составляет литая скульптура из бронзы, а также других металлов и сплавов. Значительное количество произведений выполнено из кованого металла с применением сварки, а также путем сочетания различных технологий обработки металла.
Золотым фондом является коллекция скульптуры из дерева – материала традиционного и любимого русскими мастерами. Традиции работы с деревом, заложенные в начале ХХ столетия С.Т.Коненковым, А.С.Голубкиной и А.Т.Матвеевым, были достойно продолжены М.М.Воскресенской, Т.М.Соколовой, М.Н.Смирновым, П.М.Шимесом, М.Б.Романовской. Творчество Д.М.Шаховского, А.Н.Красулина, А.Ф.Комелина имеют своим истоком народное искусство. Новое пластическое существование обретает дерево в работах Г.А.Воронова, В.А.Епихина, В.И.Корнеева, Н.Е.Ватагина.
С традициями и опытом «Бригады восьми» непосредственно связан расцвет скульптуры из керамики в последние десятилетия ХХ века. Недорогой доступный материал обрел почти безграничные декоративные возможности. Многообразная коллекция керамической скульптуры представлена именами А.Г.Пологовой, О.В.Малышевой, Л.А.Сошинской, С.И.Асерьянц, М.Д.Житковой, Н.В.Богушевской.
Говоря о скульптуре 1990-2000-х годов, нельзя не отметить творчество таких мастеров, как М.В.Дронов, Т.Ю.Ломакина, В.А.Суровцев, Е.М.Суровцева, Д.Н.Тугаринов,  О.А.Карелиц. В острых иносказательных образах им удается передавать пронзительное ощущение рубежа веков, сохраняя при этом традиционную форму пространственного существования скульптуры.
Отечественная скульптура второй половины ХХ – начала ХХI века – это тонкое, зрелое, дифференцированное искусство, сохраняющее и развивающее традиции русской культуры, обогащенное опытом общения с мировой культурой, аккумулирующее в себе огромную позитивную энергию.



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры XVIII – начала XX века
Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику: одновременно с оригиналом может существовать значительное количество так называемых корреспондирующих экземпляров. П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру. Тем не менее, в 1868 году он поручил Н.А.Лаверецкому исполнить свой первый скульптурный заказ. Уже позднее, в результате закупок, сделанных Советом галереи до 1917 года, а также даров от частных лиц в Галерее сформировалась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.