Начало / Музей / История / История собраний / История собрания скульптуры XVIII – начала XX века

Музей:

История собрания скульптуры XVIII – начала XX века

Музейное собирательство скульптуры имеет свою специфику, которая проистекает из технической возможности многократного воспроизведения авторской формы в различных материалах ремесленным способом. Это обстоятельство позволяет одновременно с оригиналом существовать иногда значительному количеству так называемых корреспондирующих экземпляров. Проведение четких границ соответствия между повторениями и оригиналом требует в скульптуре специальных теоретических знаний. Это послужило причиной того, что П.М.Третьяков, желавший иметь в своем собрании исключительно оригинальные произведения, изначально не предполагал включать в него скульптуру.
 
К чести П.М.Третьякова, не считавшего себя знатоком скульптуры, следует отнести  не только тот факт, что он правильно и актуально сформулировал саму задачу музейного собирательства скульптуры, но и  то, что все сделанные им лично приобретения в этой области носили сугубо оригинальный характер.
 
Свой первый скульптурный заказ П.М.Третьяков сделал в 1868 году Н.А.Лаверецкому. Это была скульптура «Мальчик-неаполитанец с обезьяной» (мрамор). В течение жизни П.М.Третьяков приобрел 33 произведения скульптуры, из них 28 принадлежали одному автору – Ф.П.Толстому, в их числе 24 гипсовых медальона  на темы Отечественной войны 1812 года и 4 восковых барельефа на сюжеты «Одиссеи» Гомера. Удостоились покупок в галерею Третьякова скульпторы второй половины ХIХ века: П.К.Клодт (2 произведения), М.М.Антокольский (2 произведения), Л.В.Позен (1 произведение), В.А.Беклемишев (2 произведения). В 1892 году в собрание Павла Михайловича по завещанию его брата Сергея Михайловича перешли еще три произведения скульптуры работы М.М.Антокольского, С.И.Иванова и Л.А.Бернштама.
 
В результате закупок Советом галереи до 1917 года у современных скульпторов – П.П.Трубецкого, А.С.Голубкиной, Н.А.Андреева, С.М.Коненкова,  а также в результате даров от частных лиц, в составе которых поступили работы Ф.И.Шубина, С.И.Гальберга, П.А.Ставассера, Н.А.Рамазанова, в музее оформилась небольшая, но интересная коллекция, представлявшая разные периоды истории русской скульптуры ХVIII – начала ХХ века. Ее исторический характер требовал существенных пополнений. После Октябрьской революции директор Галереи И.Э.Грабарь обозначил как особую музейную задачу собирательство скульптуры.
 
Решение создать самостоятельный отдел скульптуры в Галерее было принято в 1921 году. Своим качественным ядром коллекция скульптуры XVIII – начала XX века обязана московскому скульптору и знатоку этого вида изобразительного искусства – В.Н.Домогацкому, возглавившему на некоторое время по просьбе Ученого совета новый скульптурный отдел. Составленный Домогацким список произведений скульптуры, стал результатом проделанной им большой работы по обследованию художественных памятников Москвы и подмосковных усадеб. Он служил руководством по комплектованию скульптуры на протяжении 1920-х – начала 1930-х годов. В этот период скульптура поступала в Галерею, главным образом, через Государственный музейный фонд, временно аккумулировавший отчужденную частную собственность, а также из музеев Москвы, для которых собирательство русской скульптуры не являлось приоритетным.
 
Как самостоятельная единица музея скульптурный отдел просуществовал очень недолго ввиду постоянных разногласий внутри Ученого совета по поводу его целесообразности в картинной галерее. После 1925 года и вплоть до 1955 года скульптура находилась в ведении эпохальных отделов живописи. В 1955 году был воссоздан отдел скульптуры XVIII–XX веков. В таком виде он функционировал  до 1986 года. 
 
Собирательство скульптуры осуществлялось непрерывно, хотя и с очевидным «ущемлением» первоначальной идеи П.М.Третьякова о «чистоте» коллекции – идея ее художественного качества была принесена в жертву исторической полноте. Главным адептом исторического подхода стал И.Э.Грабарь. К концу 1920-х годов в собрание Галереи влились весьма неравноценные по своему художественному достоинству скульптурные разделы расформированных музеев Москвы – Московского Публичного и Румянцевского музеев, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи имени И.С.Остроухова. В 1930-е годы в Галерею также поступило 70 работ из Государственного Русского музея и музея Академии художеств, которые в большинстве случаев дублировали эти собрания.
 
Если до середины 1930-х годов закупки скульптуры с художественных выставок производились Правлением Галереи и Отделом изобразительного искусства Народного комиссариата по просвещению (Наркомпрос), то с начала 1940-х годов эта сугубо музейная работа была полностью передана в ведение Государственной закупочной комиссии (ГЗК). Основным источником закупок стали Всесоюзные выставки, а основанием – официальная оценка, продиктованная идеологической политикой государства. За период с 1940 по 1963 год собрание скульптуры Галереи лишилось ряда работ, квалифицированных как формалистические или антипартийные. Часть из них была уничтожена, часть передана в художественные архивы.
   
В 1960–1970-е годы собирательство скульптуры значительно активизировалось. Закупки производились не только с выставок, но из мастерских скульпторов. Собрание активно пополнялось произведениями скульптуры национальных школ союзных республик бывшего Советского Союза. Количественный рост собрания происходил и за счет его пополнения разделом бронзовых отливов и слепков с авторских восковых, гипсовых и даже мраморных экземпляров, принадлежавших Галерее и другим музеям, выполненных без учета авторской специфики избранных материалов и временных искажений, произошедших с мягкими лепными формами. Этот раздел стал прямым антиподом позиции П.М.Третьякова на оригинальность и единичность музейных экземпляров.
 
Огромный рост коллекции, а также разные условия и задачи собирательства и научной обработки коллекций дореволюционной и советской скульптуры потребовали раздела единого отдела скульптуры Галереи на два. В 1986 году был сформирован Отдел скульптуры XVIII – начала ХХ века и Отдел скульптуры ХХ века. В последние десятилетия, когда музеям было возвращено право комплектования собственных коллекций, стали восстанавливаться приоритеты в отборе памятников по исключительно художественной оценке. Каждое из вновь поступающих в коллекцию произведений скульптуры проходит тщательное технологическое и научное обследование. 

 



См. также:
История собрания древнерусского искусства
Живопись Древней Руси начал собирать П.М.Третьяков: в 1890 году им были приобретены иконы у известного специалиста по древнерусской живописи И.Л.Силина, позже произведения приобретались и из других частных коллекций. В завещании П.М.Третьякова от 6 сентября 1896 года сказано: «Собрание древней русской живописи… передать Московской городской художественной имени братьев Третьяковых галерее». К этому времени фонд насчитывал 62 иконы.


История собрания живописи XVIII – первой половины XIX века
П.М.Третьяков был одним из первых московских коллекционеров, обратившихся к творчеству старых мастеров, благодаря чему сегодня в Государственной Третьяковской галерее хранится свыше 400 произведений художников XVIII столетия. После смерти П.М.Третьякова его дело было продолжено Советом галереи. Большую роль в формировании этой коллекции живописи сыграл крупный художественный деятель рубежа XIX–XX веков С.П.Дягилев, благодаря содействию которого Галерея пополнилась лучшими произведениями Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского. Работы этих мастеров были собраны в одном зале, признанном современниками одним из самых красивых в музее.


История собрания живописи второй половины XIX века
Коллекция русской живописи второй половины XIX века в Третьяковской галерее – самая полная и качественная по художественному уровню произведений в сравнении с собраниями других музеев России. Она складывалась вместе с возникновением и формированием самой Галереи. Из более, чем 2000 произведений около 1200 было приобретено самим П.М.Третьяковым.


История собрания живописи конца XIX – начала ХХ века
Начало коллекционированию произведений мастеров нового поколения художников было положено П.М.Третьяковым. Наряду с картинами поздних передвижников, он начал покупать и «пасынков передвижничества» – В.А.Серова, И.И.Левитана, К.А.Коровина, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, а также произведения тех мастеров, кто декларативно порвал с передвижнической традицией, в том числе А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, Н.К.Рериха. При этом основатель Галереи проявлял поразительную широту взглядов, художественную интуицию и чуткость ко всему новому в искусстве. Уже после смерти П.М.Третьякова в период деятельности попечительского Совета в Галерею поступили выдающиеся произведения искусства рубежа XIX–XX веков.


История собрания живописи первой половины XX века
Формирование коллекции шло параллельно развитию самого советского искусства и началось в первые послереволюционные годы. В 1920-е годы приобретение осуществлялось Народным комиссариатом по просвещению. В 1929 году в Галерею из расформированного Музея живописной культуры поступило значительное число работ, в основном, художников левых направлений.


История собрания живописи второй половины ХХ века
Собрание живописи второй половины ХХ века в Третьяковской галерее насчитывает более 3500 единиц хранения. Эта коллекция ярко и разнообразно представляет панораму развития отечественного искусства, начиная с «оттепели» 1950-х годов до сегодняшнего дня, и включает произведения крупнейших художников различных стилевых направлений. Среди них – представители национальной живописной школы, крупнейшие мастера из поколения «шестидесятников» и «семидесятников», лидеры советского нон-конформизма и актуального искусства, работы художников из бывших союзных республик.


История собрания графики XVIII – начала XX века
Отдел графики XVIII – начала XX веков ведет свою историю со дня основания Третьяковской галереи. Первые графические листы появились у П.М.Третьякова в 1860-е годы. Это были, большей частью, дары художников. Основатель галереи стремился приобретать в коллекцию рисунки с «именами», отбирая из них те, которые, по его мнению, были важны для истории русского искусства. Круг его интересов первоначально составляли произведения художников демократического направления – Н.Н.Ге, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина. Постепенно исторические рамки коллекции расширялись, в нее входили рисунки молодых мастеров и представителей предшествующего поколения. Первоначально коллекция насчитывала более 1600 рисунков и гравюр.


История собрания графики XX века
Коллекции графики в Галерее стали активно комплектоваться в 1920-е годы. У истоков собрания графики ХХ века стоял один из крупнейших искусствоведов того времени А.В.Бакушинский (1883–1939), который в 1927 году стал заведующим отдела графики ГТГ. В результате в первые десять лет его деятельности сложилась основа собрания рисунка XX века. Тогда большинство произведений приобреталось музеем непосредственно у авторов. В это же время в состав Третьяковской галереи вошли коллекции небольших музеев, образованных из дореволюционных частных галерей.


История собрания скульптуры ХХ века
История коллекции скульптуры ХХ - начала ХХI века равна самому столетию. Первые приобретения были сделаны еще Советом Третьяковской галереи в 1900-1910-е годы. Наиболее интенсивный рост коллекции приходится на 1920-е годы, когда в музей поступило значительное число произведений из национализированных частных собраний.


История собрания отдела новейших течений
Коллекция отдела новейших течений является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В фондах отдела хранятся произведения всех нетрадиционных видов, форм и жанров изобразительного творчества, которые возникли в российском искусстве с середины ХХ столетия за рамками «сюжетной картины», станковой графики, камерной и монументальной скульптуры. В их числе: лирическая и экспрессивная абстракция рубежа 1950-1960-х гг, примеры сюрреализма и абсурдизма, метафизическое искусство, кинетические объекты, геометризм и минимализм, аналитическое и фотореалистическое искусство, поп-арт, соц-арт, леттризм, московский концептуализм, русский перформанс и хеппенинг, граффитизм, «Новая волна», политическое искусство, нео-дадаизм и многое другое.


История архивного собрания
Архивное собрание отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи, насчитывающее в настоящее время более 250 000 единиц хранения, состоит из разнообразных материалов по истории русского искусства конца XVIII – начала XXI века. Среди этих материалов – рукописи, письма, воспоминания, фотографии, делопроизводственная документация и многое другое.


История библиотечного собрания
В соответствии с духовным завещанием Павла Михайловича Третьякова, часть его личной библиотеки была принята Советом по управлению Галереей в ее ведение в 1899 году. Эту дату принято считать годом основания современной Научной библиотеки Государственной Третьяковской галереи. После перестройки жилого дома Третьяковых для хранения и использования книг была выделена отдельная комната на первом этаже. На тот момент библиотека насчитывала всего 358 томов и 170 названий.


История фонда «Сценография и кинодекорационное искусство».
В 1984 году в коллекции искусства ХХ века Третьяковской галереи был создан фонд «Сценография и кинодекорационное искусство». В нем в настоящее время находится около 1000 эскизов декораций и костюмов к спектаклям и фильмам более чем 100 художников театра, кино и анимации во временном диапазоне от 1910-х годов до начала ХХ1 века.


История собрания отдела исследований творчества В.М.Васнецова
Основу собрания составляют предметы, переданные родственниками В.М. Васнецова, а также колекции К.Н.Барановского, Н.К.Величко и Г.П.Белякова: живопись и графика второй половины ХIХ – начала ХХ века, фотографии и архивные матиралы, личные вещи художника и библиотека. Мебель, изготовленная по рисункам хозяина дома в Строгановских и Абрамцевских столярно-резческих мастерских, и предметы декоративно-прикладного искусства – особая часть коллекции дома-музея В.М.Васнецова.


История собрания отдела исследований творчества А.М.Васнецова
Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова открылся в апреле 1965 года, благодаря труду, энергии и увлеченности организаторов. Ими стали сын художника Всеволод Аполлинариевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам А.М.Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея. Коллекция постоянно пополнялась. В настоящий момент собрание музея насчитывает около 9000 единиц хранения.


История собрания отдела исследований творчества П.Д.Корина
В музее-квартире П.Д.Корина можно увидеть этюды к картине "Уходящая Русь", посетить зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций Московского метрополитена и ознакомиться с одной из лучших из собранных в советское время коллекций икон, а также полюбоваться мебелью русских и западноевропейских мастеров 18-19 вв., предметами декоративно-прикладного искусства.


История собрания отдела исследований творчества А.С.Голубкиной
Основу коллекции музея-мастерской А.С.Голубкиной составляют произведения, созданные в разные годы: круглая скульптура, рельефы, мелкая пластика. Работы выполнены в гипсе, бронзе, мраморе, дереве. На сегодняшний день собрание насчитывает около 1500 экспонатов.