Музей:

Э.В.Булатов (р. 1933). Тучи растут. 2007

Художественные методы Эрика Булатова связаны с проблематикой фотореализма, концептуализма и соцарта, но в строгом смысле не принадлежат ни одному из этих направлений. При всем разнообразии практик современного искусства художник сохранил приверженность станковой живописи и посвятил себя исследованию картины как семантической и формальной структуры.

Отталкиваясь от образцов советской наглядной агитации и массовой полиграфии, в начале 1970-х Булатов создает свой авторский тип картины, как правило, включающей в себя текстовое послание как постоянный элемент композиции. 

В работе "Тучи растут" художник использует принцип тавтологии: текст дублирует изображение и, кажется, полностью исчерпывает или даже уничтожает его смысл. Участок неба в промежутке между тучами настраивает зрителя на дальнее восприятие, в то время как черные буквы постепенно увеличиваются от нижнего края картины и распространяются во всю ширину верхнего края, уподобляясь изображенным тучам. Острым треугольником слово вторгается в небо и создает напряжение, которое может "считываться" конкретно — как напряжение предгрозовое. При этом слово "тучи" становится более весомым и материальным по сравнению с тучами изображенными. Поэтому пространство неба может показаться фикцией, условной "картинкой" без всякой возможности проникновения в нее.

Однако если абстрагироваться от слова и оценить его как формальный элемент композиции, то можно увидеть, что конфликт изображения и текста разрешается в пространственной иллюзии, и они дополняют друг друга благодаря комбинации эффектов прямой и обратной перспективы. Таким образом, Булатов стирает границы между вербальным и визуальным восприятием и доказывает, что словесные и геометрические построения могут сочетаться с натурными мотивами. До сих пор в художественной практике эти крайности "абстрактного" и "конкретного" искусства считались несовместимыми, но Булатову удается найти живописное равновесие между резким текстовым сообщением и резкой фотографической оптикой пейзажного мотива.

 



См. также: