Музей:

С.В.Герасимов (1885–1964). Колхозный праздник. 1937

К моменту создания картины Сергей Герасимов был уже сложившимся и успешным художником, который получил прекрасное образование — сначала в Строгановском художественно-промышленном училище, затем — в Училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Иванова и Константина Коровина, посвятивших его в тонкости живописного мастерства. Свою связь с традицией русского импрессионизма Герасимов сумел сохранить даже в 1930-е годы, когда этот "буржуазный стиль" подвергался постоянным нападкам со стороны идеологов нового искусства. 

В 1937 году картина получила медаль на международной выставке в Париже, в то время как её московский дебют на масштабной выставке "Индустрия социализма" в 1938 году вызвал острую полемику.  На первый взгляд работа вполне вписывается в "праздничный"  ряд тематических картин о счастливой советской жизни. Но в своих названиях эти картины, как правило, имели пояснения, где уточнялись место и время действия.

Сергей Герасимов представил некий "Колхозный праздник", на котором не совсем и не сразу понятно, что празднуют.  Большинство из гостей стоят боком или вовсе спиной к зрителю. Практически все застыли в неподвижных позах, отчего темпераментный жест оратора выглядит по меньшей мере странно. Среди собравшихся выделяются персонажи, словно пришедшие из других картин. Это велосипедист с подругой, одетый в спортивную форму и напоминающий спортсменов Александра Дейнеки. Очевидно, что эта пара — не колхозники, а скорее дачники, присоединившиеся к празднику. Мужчина с трубой и охотничьей сумкой похож на дореволюционных егерей — загонщиков дичи на барской охоте.

В контексте "Колхозного праздника" он выглядит комедийным музыкантом из кинофильма "Весёлые ребята". Пышнотелую красавицу, которая вынимает бутылки из корзины, легко можно было бы представить в итальянских рисунках Карла Брюллова. Подобные несуразности смущали критиков, упрекавших Герасимова в том, что эффекты пленэрного освещения в его картине выглядят более убедительно, чем персонажи.  

Интересно, что в первоначальном варианте жестикулирующий "председатель" колхоза был стариком, о чём можно судить по старым репродукциям картины. Возможно, что художник убрал бороду и "омолодил" своего героя, поскольку старик ассоциировался с патриархальной деревней, а не советским колхозом. Если отвлечься от жеста "председателя" и присмотреться внимательней, то можно увидеть, что перспективные линии картины сходятся на фигуре молодой девушки с орденом на груди. Так раскрывается сюжет "Колхозного праздника", организованный "всем миром" в честь юной героини труда.  Зритель не сразу догадывается о смысле происходящего и оказывается в позиции случайного гостя или случайного свидетеля – совсем нехарактерной для живописи социалистического реализма. 

 



См. также: