Начало / Музей / Проекты / Мультимедийная выставка "Третьяковская галерея. Искусство ХХ века" на фасадах музея / Н.С.Гончарова (1881–1962). Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911

Музей:

Н.С.Гончарова (1881–1962). Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911

В марте 1912 года на скандальной выставке "Ослиный хвост" Гончарова показала более 50 новых работ, среди которых выделялась серия из пяти картин "Художественные возможности по поводу Павлина", выполненных в разных стилях: "китайском", "футуристическом", "египетском", "кубистическом" и в "стиле русской вышивки". 

Картина "Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)" строится на контрастных перекличках цветовых акцентов, что вызывает эффект интенсивного свечения. Уточняющее название "стиль египетский" трудно понять однозначно. Быть может, оно относится к позе павлина, которая представляет собой комбинацию профиля и фаса, характерную для канонов Древнего Египта: фигура птицы показана в профиль, а хвост развернут фронтально.

Интересно, что именно в 1911 году, когда был написан "Павлин", в московском Музее изящных искусств экспонировалась знаменитая коллекция древнеегипетского искусства Владимира Голенищева, а египтология стала одной из главных тем культурной жизни. Но скорее всего, здесь имеет место некая общая отсылка к чему-то "древнему" и "восточному". Обращаясь к примитивам и архаическим стилям прошлого, Гончарова в первую очередь стремилась освободить энергию цвета. И чтобы цвет зазвучал в полную силу, он должен был получить независимость от изображённого мотива. Поэтому в картине Гончаровой отдельные пятна резонируют как пятна "голой" краски, словно только что нанесённой на холст. 

Можно предположить, что именно "Павлин" натолкнул Александра Бенуа на мысль пригласить Гончарову в качестве сценографа в постановке оперы Николая Римского-Корсакова "Золотой петушок", покорившей Европу своей экзотической "восточной" красочностью.

 



См. также: