Музей:

А.А.Дейнека (1899–1969). На стройке новых цехов. 1926

Александр Дейнека учился на графическом факультете Вхутемаса в мастерской Владимира Фаворского. От своих учителей, в том числе от философа Павла Флоренского, который вел курсы по теории композиции, Дейнека усвоил культуру плоскостных построений, а также эстетику пространственных интервалов. Эта эстетика отчётливо проявилась в картине "На стройке новых цехов", ставшей визитной карточкой второй выставки Общества стаковистов (ОСТ).

Дейнека использует мотив зеркального удвоения фигур и освобождает центральную ось композиции для резкой перспективы заводского цеха, отодвигая фигуры ближе к краям картины. Контраст героинь парадоксален: массивной плотной женщине, изнемогающей под тяжестью заводской вагонетки, противопоставлена легкая радостная девушка, не обремененная тяжестью физического труда. До сих пор в своих журнальных рисунках Дейнека мыслил социальными контрастами, противопоставляя героинь и антигероинь советского общества — работниц и крестьянок, с одной стороны, нэпманш и старух-богомолок — с другой.

В картине "На стройке новых цехов" социальный контраст исчезает, но остается энергия пластического контраста, который усилен за счет пространственного интервала между фигурами. Женщина с тачкой развернута в трехчетвертном ракурсе и пребывает на грани двух миров — иллюзорного и реального, причем иллюзорный мир уже проникает в реальный, и можно видеть, как буквально на глазах индустриальный ландшафт "достраивается" в пустом пространстве картинного поля. Ощущение двоемирия также возникает благодаря зеркальному эффекту, и если учитывать принцип отражения, то совсем иначе воспринимается героиня с вагонеткой. Кажется, что в светлой радостной девушке она видит себя — преображенной и свободной. Так, в сочетании с плоскостной трактовкой образов социально-бытовая картина приобретает значение "пролетарской иконы" на тему "радости освобожденного труда. 

 



См. также: