Музей:

В.В.Кандинский (1866–1944). Белый овал. 1919

В 1918-1921 годах вплоть до отъезда из Советского Союза Василий Кандинский активно участвовал в  культурной политике нового государства. Он был избран председателем Всероссийской закупочной комиссии, почётным профессором Московского университета и вице-президентом Российской Академии Художественных наук. 

В этот же период Кандинский создал ряд экспериментальных работ на тему овала — формы динамичной и естественной, поскольку она соответствует органике природных форм в отличие от жёсткой "механистической" геометрии супрематизма.      

Включенная в поле картины черная рамка создаёт подобие экрана поля и формирует контуры белого овала, который интерпретируется как форма и одновременно как пространство, вмещающее в себя множество других форм. Кандинский моделирует композицию как картину в картине, где каждая форма потенциально может раскрыться в качестве пространственной перспективы. Например, центральный овал и коричневый овал в правом верхнем углу отчасти повторяют конфигурацию большого белого овала. Все элементы можно считать следами "остаточного" пейзажного видения. Они скоординированы по диагоналям, и большая чёрная диагональ, идущая от правого нижнего угла картины к левому верхнему углу, уравновешивает собой целый комплекс элементов, устремлённый в противоположном направлении – от левого нижнего к правому верхнему углу. В результате вся композиция наделяется динамикой вращения. 

"Белом овал" — одна из этапных работ Кандинского на пути от абстрактного экспрессионизма первой половины 1910-х  к рациональной системе абстрактного искусства, которая получит развитие в 1920-е годы, когда Кандинский переедет в Германию и станет профессором школы "Баухаус".



См. также: