Начало / Музей / Проекты / Мультимедийная выставка "Третьяковская галерея. Искусство ХХ века" на фасадах музея / П.П.Кончаловский (1876–1956). Автопортрет с семьей. Сиенский портрет. 1912

Музей:

П.П.Кончаловский (1876–1956). Автопортрет с семьей. Сиенский портрет. 1912

К жанру семейного портрета Кончаловский обращался неоднократно как жанру синтетическому, способному вобрать портретные, интерьерные и натюрмортные мотивы.

Первичные профессиональные навыки он приобрёл в парижской академии Жюльена и петербургской Академии художеств, но понимание собственных задач пришло во второй половине 1900-х годов, когда Кончаловский увлекся Ван Гогом и Сезанном и через них заново открыл для себя искусство старых мастеров. 

Сам художник говорил, что "Автопортрет с семьей" был создан им под впечатлением от сиенских фресок эпохи Проторенессанса: "Сама жизнь подсказала мне для сиенского портрета это фресковое, круговое построение…. Сиена и дала мне ту монументальность в композиции, которая есть в этом портрете. В цветовом его решении я держался примитивных упрощенных тонов — в фресках тоже все страшно упрощено, хотя изображенное на них нередко и кажется совершенно живым. Помню, как обрадовало меня маленькое "открытие" у сиенского портрета: как-то раз около стоявшего на полу у стены холста случайно поставили стул, и оказалось, что он просто врастает в картину, сливается с ней вопреки всей упрощенности ее форм. Пробовали ставить у портрета другие вещи — все то же, врастали в холст и они. Так открылся мне "секрет" реальной живописи, противоположной по своим качествам натуралистической иллюзорности".

"Реальная живопись", о которой говорит Кончаловский, становится возможной, когда все соотношения форм в картине реализуются как отношения цветовых плоскостей, и тогда возникает эффект цветовой перспективы. Край стола в картине Кончаловского вынесен на первый план и зрительно связывает иллюзорное и реальное пространство, как это делали итальянские мастера эпохи Возрождения.



См. также: