Музей:

К.С.Малевич (1879–1935). Портрет Матюшина. 1913

"Портрет Матюшина" относится к группе произведений, которые сам Казимир Малевич определял как "заумный реализм" или "кубофутуристический реализм". В картине проявляется эстетика аналитического кубизма, но многое сделано и вопреки этой эстетике.

Если в портретах Жоржа Брака и Пабло Пикассо фигуры дробились на отдельные плоскости и зачастую растворялись в общей пространственной структуре, то в картине Малевича все наоборот: каждый фрагмент выписан отдельно и жестко дифференцирован по цвету и фактуре. Причем композиция складывается из разнородных и разностильных фрагментов: натуралистических, геометрических, объемных, пространственных. Все они спрессованы на плоскости и образуют единую форму только лишь по контрасту с абстрактным белым фоном. 

В этой работе есть только один изобразительный сегмент, позволяющий связать ее с портретным жанром, — фрагмент лба и волосы с пробором. Поверх композиции Малевич изображает метрическую линейку, которая воспринимается как инородный предмет и разрушает живописную иллюзию. При этом линейка "держит" композицию и задает систему масштабов и координат.

Малевич сталкивает фрагменты различных визуальных языков, при этом каждый фрагмент трактуется художником как предметный, почти материальный и одновременно абстрактный. Малевич не случайно использовал понятие "реализм" для описания своих произведений, поскольку он полагал, что все элементы в композициях должны существовать по законам живописной реальности, независимой от условий внешнего мира. И мерная линейка в "Портрете Матюшина" появилась как инструмент, позволяющий вычислить эти законы. 

В "заумном реализме" Малевич пришёл к осознанию всех изобразительных и стилевых форм как языковых элементов. И в  результате — через два года — живописная "заумь" привела его к поискам и разработке универсального художественного языка — супрематизму.



См. также: