Музей:

К.С.Малевич (1879–1935). Чёрный супрематический квадрат. 1915

В 1915 году в Петрограде открылась "Последняя футуристическая выставка картин „0,10“", где Малевич показал серию из 39 картин под общим названием "Супрематизм живописи" (от лат. supreme "высший"). Слово "Последняя" указывало на окончание футуристических поисков, а цифры "0,10" обозначали первые десять шагов в развитии нового искусства. Экспозицию своих работ Малевич выстроил от угла, и прямо под потолком поместил "Чёрный квадрат".

Желание оторвать живописные формы от плоскости и вывести их в пространство проявилось  не только в способах развески, но и в каждой отдельной картине. Малевич унифицировал все формы до состояния простых геометрических фигур и в цветовом решении ограничился  только основными цветами спектра. Это был самый радикальный опыт зрительной редукции в искусстве модернизма. Он позволил Малевичу свободно оперировать живописными элементами. Поэтому свою супрематическую систему художник назвал "новым живописным реализмом": "Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло всё, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры". 

Освободить форму для Малевича означало освободить восприятие и, в конечном счете, освободить зрителя от влияния мира вещей и мира образов. Легко представить себе "Чёрный квадрат", но трудно увидеть, если игнорировать взаимодействие чёрной фигуры и белого фона. Зрители часто полагают, что перед ними "чёрная дыра", но это ошибка, связанная с привычкой воспринимать картину в качестве окна в иллюзорный мир.  "Чёрный квадрат" — не окно, это скорее экран. Здесь пропорции геометрической фигуры и фона рассчитаны таким образом, что квадрат "зависает" между пространством и плоскостью. Малевич стремится проникнуть не в третье, а в четвёртое   измерение, в котором пространство и время сходятся, а привычные законы гравитации уже не действуют.



См. также: