Музей:

К.С.Петров-Водкин (1878–1939). Купание красного коня. 1912

Картина "Купание красного коня" с первых же показов на выставках "Мира искусства" в Москве и Петербурге получила широкую известность, вызывая как восторженные отклики, так и ожесточенные дискуссии. Первый вариант картины был написан летом 1912 года в имении генерала П.Грекова, где Петров-Водкин давал уроки генеральской дочери. Об этом варианте, впоследствии уничтоженном автором, можно судить по сохранившейся фотографии и подготовительным рисункам: жанровая композиция с мальчиками, которые купают в реке обычную деревенскую лошадку.

Позднее Петров-Водкин приступил к новому варианту картины. В "Купании красного коня" он впервые использовал собственную систему "сферической" или "наклонной" перспективы, позволявшей в условиях ограниченного формата и минимального количества мотивов сформировать картину целого мира.

Композиция имеет плоскостное решение и строится на контрастном сочетании больших и малых фигур. Красный конь занимает почти половину картинной плоскости и своим вторжением, словно нарушает круговорот, заданный купальщиками коней на дальнем плане. Характерно, что они движутся против часовой стрелки, а движение красного коня словно запускает ход времени. Энергия и мощь животного, а также осмысленность его взгляда контрастируют с пассивной отрешенностью мальчика, чья нагота имеет скорее жертвенный, чем героический характер. Мотив укрощения  полностью сменяется мотивом диалога и "события", который берет свое начало в древнерусской иконописи, и от нее же происходит образ красного коня, о чем свидетельствовал и сам художник.

Работа экспонировалась на международных выставках, и надолго задержалась в Швеции из-за начала Первой мировой войны. Только в 1950 году "Купание красного коня" было возвращено вдове художника и впоследствии перешло в коллекцию Казимиры Басевич, которая в 1961 году передала его в дар Третьяковской галерее. 



См. также: