Музей:

К.С.Петров-Водкин (1878–1939). Мать. 1913

К образам материнства Петров-Водкин обращался неоднократно, они стали одной из ключевых тем в его творчестве.

Картина "Мать" создана в период формирования системы Петрова-Водкина, увлечённого идеей универсализма и созданием художественного языка, способного передать многообразную целостность Космоса. Художник хорошо знал русскую иконопись, в Италии познакомился с искусством эпохи Возрождения.

Из современных направлений Петров-Водкин увлекался работами символистов и Поля Сезанна. В различных традициях его, прежде всего, интересовали способы интерпретации пространства. Синтез пространственных систем и лёг в основу изобретённой Петровым-Водкиным "сферической" перспективы, которая сообщала его картинам  ощущение планетарного масштаба и округлости земной поверхности, почти недоступной в условиях человеческой "оптики". 

Мать, босоногая крестьянка, кормящая спящего младенца, представлена в центре высокого  холма на фоне безлюдного ландшафта, резко ныряющего вниз. На узком втором плане под косым углом изображены несколько деревенских домиков, и за ними тянется голубая лента реки. Дальний план резко взмывает в высь и доходит до верхнего края картины. Художник признавался, что толчком к ощущению и последующему созданию "сферической" перспективы для него послужил детский испуг. Однажды, будучи мальчиком, он упал с крутого берега Волги, поверхность земли ушла из-под ног и тут же вздыбилась, показав свою кривизну. 

Фигура матери и пейзаж подчиняются общим дуговым ритмам, определяющими единую систему организации пространства с несколькими перспективами и точками зрения. Своей возвышенной отчуждённостью женщина напоминает образ Богоматери. Петров-Водкин вновь обратится к этой теме, когда напишет "Петроградскую  мадонну" (1920).



См. также: