Музей:

Ю.И.Пименов (1903−1977). Новая Москва. 1937

Впервые картина экспонировалась в 1939 году в Москве на Всесоюзной выставке "Индустрия социализма"  и сразу же стала популярной, несмотря на упрёки со стороны советских критиков, которые  увидели в этой картине чуждое "увлечение импрессионизмом". При этом образ  "новой" девушки, сидящей за рулем открытого авто, больше соответствовал буржуазному стилю ар-деко, чем требованиям социалистического реализма. Спасало название работы — "Новая Москва", оно заставляло искать в картине знаки уже осуществляемой советской мечты. 

В 1935 году был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы, согласно которому древняя столица преображалась в современный индустриальный город. На картине Пименова представлена новая широкая улица, построенная на месте Охотнорядской площади, а на дальнем плане, в дымке, возникают первые высотные дома. И в этот голубой мираж устремляется девушка в легком платье, с модной короткой стрижкой, управляющая первым советским легковым автомобилем марки ГАЗ-А. 

Реальность, конечно, была другой, но приёмы импрессионизма позволяют  художнику показывать желаемое как действительное. К тому же в построении композиции Пименов использует кинематографический ракурс с точкой обзора и создаёт эффект присутствия, когда  зритель словно попадает на заднее сиденье авто. 

Ощущение "легкого жанра" в "Новой Москве" обманчиво, поскольку картина тщательно выстроена. Сочетание эффектов прямой и обратной перспективы позволяет  свободно скользить от одного мотива к другому, побуждают разглядывать пешеходов, устремляться вдаль и снова возвращаться к переднему плану. Иллюзия свободы усиливается за счет вибрирующей световой среды, в которой стираются границы между реальным и воображаемым пространством. 



См. также: