Музей:

А.А.Пластов (1893–1972). Сенокос. 1945

Аркадий Пластов никогда не порывал связей с родным селом Прислониха Ульяновской области, и большинство своих тематических картин посвятил изображению деревенской жизни.

Идея искусства как продолжения жизни была важнейшей частью советского мифа. Тем не менее, крестьянские образы Пластова далеко не всегда отвечали задачам колхозного строительства, а методы работы широкими мазками открытого цвета вызывали многочисленные упреки в увлечении "чуждым" импрессионизмом. 

Первые эскизы на тему сенокоса Пластов сделал еще в начале 1930-х годов, но к работе над большой картиной приступил только в 1944-м, когда тема приобрела уже другое значение и другой смысл. 

В "Сенокосе"  почти половину всей композиции занимает взятое "крупным планом" буйное цветение полевых цветов. В стремлении обогатить колористическую гамму художник отступает от реальности, совмещая цветы и травы, которые цветут в разное время. Натуралистичная трактовка отдельных мотивов парадоксально сочетается с панорамным обзором и эффектами пленэрного освещения.

В результате Пластов конструирует "реальность" высшего порядка и переводит жанровую сцену в контекст символических образов жизни и смерти. Живописное великолепие цветущего луга буквально захватывает четырех косарей, чьи фигуры контрастируют и даже диссонируют с праздничным окружением. Этот тревожный диссонанс вполне оправдан: на лугу работают два старика, одна женщина и мальчик-подросток, но взрослых мужчин здесь нет. Они убиты на войне или еще не вернулись после победы. Так — через отсутствие — в "Сенокосе" появляется тема смерти, и суровые люди, навсегда обожжённые войной,  уже совсем не похожи на радостных колхозников под ослепительным солнцем  в картинах предвоенного соцреализма. В центре композиции Пластов поместил мальчика — идеализированный образ, оставляющий надежду на восполнение потерь.



См. также: