Музей:

В.Е.Попков (1932–1974). Строители Братска. 1960

"Строители Братска" — программная работа, во многом определившая лицо направления "суровый стиль". Искусство "суровых" отличалось упрощенными моделировками форм, жесткими ритмами линейных контуров и драматизацией колористического строя. Эти приемы использовались как способ "правдивого" высказывания в противовес вечному празднику соцреализма. 

На рубеже 1950–1960-х годов ресурсы всей страны были направлены на строительство Братской ГЭС, куда  командировались люди искусства. По впечатлениям от поездки они создавали песенные циклы, поэмы и повести. Картина Попкова также была написана после творческой командировки. Однако в процессе работы над ней художник отказался от привезенного материала,  и вместо  рабочих он написал своих московских друзей.

Попков не стал  конкретизировать обстоятельства места и времени и погрузил героев в ночной сумрак. Вместо панорамы сибирского пейзажа в картине появилось локальное пространство, словно подсвеченное софитами (поэтому бригада строителей кажется агитбригадой актеров). Характерно, что строители представлены не за работой, как это часто имело место в традиции соцреализма. Они не действуют, а выступают вперед — гордые, спокойные и уверенные в себе. Их общность не вызывает сомнений, но каждый член бригады существует в собственном пространстве благодаря строгому распределению интервалов.

Герои вынесены на первый план, и темный фон за их спинами (в отличие от "светлых далей" соцреализма) не раскрывает ясных перспектив. Будущее неопределённо и зависит только от единства этой малой группы, а также от личного участия всех ее членов. Строители ждут сигнала и подают сигналы, они готовы к действию, так же как готовы к диалогу и прямому высказыванию. Через несколько лет похожие мизансцены с голыми подмостками и полным отсутствием натуралистических декораций можно будет увидеть в постановках Юрия Любимова в театре на Таганке.

 


См. также: