Музей:

В.Е.Попков (1932–1974). Мой день. Встреча. 1968

В картинах Виктора Попкова, написанных во второй половине 1960-х, наблюдается принципиальный отказ от позиций "сурового стиля", который неизменно побуждал авторов говорить "мы" и высказываться от имени поколения. Теперь художник пытается найти формы индивидуального высказывания и заговорить со зрителем на языке аллегорий и символов. Этот "незлободневный" язык уже совсем не соответствует официальной конъюнктуре и апеллирует к исторической памяти и мотивам личной истории.  

"Мой день", казалось бы, представляет один из рабочих будней художника, хотя ситуацию зимнего пленэра нельзя считать обыденной. Каждый из элементов композиции акцентирован обводкой, имеет собственное поле и контрастно выделяется на фоне белого снега. Пространственные связи между элементами ослаблены, а пейзаж только обозначен единственным деревом. Художник преобразует пространство картины в символическую структуру. 

За этюдником Попков представил себя. На первом плане — перед глазами художника и зрителя — разыгрывается финал встречи — расставания девушки и пожилой женщины. Смысл мизансцены непонятен никому, и в данном случае художник выступает на равных со зрителем в качестве стороннего наблюдателя. Возможно, это мать и дочь, которые уже не могут найти общего языка. Одежда старушки выдаёт деревенское происхождение. Девушка выглядит как городская модница. Их миры уже не могут сойтись, и девушка теряет ключ, видимый для зрителя, но невидимый для художника. В контексте традиционной символики ключ часто ассоциируется с тайной, чистотой и невинностью, и утрата ключа указывает на невозвратность потери. В интерпретации Попкова героини воспринимаются в качестве аллегорий возрастов и — в широком смысле — аллегорий времён — будущего и прошлого.



См. также: