Музей:

А.А.Экстер (1882–1949). Венеция. Панно. 1918

Стиль Александры Экстер развивался в широком диапазоне от кубизма и футуризма до украинского барокко и был стимулирован работой в киевском Камерном театре Александра Таирова, который называл своё детище "театром эмоционально-насыщенных форм".

В 1917 и 1918 годах сотрудничество было прервано из-за военных и революционных событий. В письме к Таирову Экстер признавалась: "Живу изо дня в день — без будущего — лично работаю мало, и это угнетает больше всего остального. Для существования и пропитания пришлось открыть мастерскую живописи <…> Работаю сама над макетом "Венеция", над костюмами к нему и над костюмами к балету "восточного характера".

Сейчас трудно установить, о каком именно макете и о какой постановке идет речь. Но даже при беглом взгляде на панно "Венеция" можно заметить, что по масштабам и особенностям композиционного построения оно похоже на театральный задник. "Протекание" красочных плоскостей, разрывы и сдвиги в сочетании с тяжеловатой барочной патетикой создают ощущение тревоги. Гондолы — символы Венеции — темно силуэтами теснятся внизу как ненужный реквизит.

В разрывах плоскостей можно увидеть несколько изображений крылатого льва, а в нижней части Экстер поместила крупную надпись черным шрифтом: PAX・TIBI・MARCE — часть фразы "Мир тебе, Марк, евангелист мой…", начертанной на гербе Венеции. Но мира уже нет. Город раскалывается на отдельные фрагменты, каждый из которых словно охвачен пламенем и вовлечен в динамику центробежных и центростремительных ритмов, что заданы группой светящихся сфер – фонарей  в центре картины. Фантастический театр эпохи модерна и авангарда превращается в театр военных действий. Первая мировая война развеяла грезы о "золотом веке" и мечты о "чистом искусстве".

Именно война обозначила разрыв между классическим авангардом и последующей эпохой конструктивизма — искусства индустриального, функционального и социального.



См. также: