Почему часть музеев, входящих в состав Третьяковской галереи, получили название «малые»? Что происходит с ними сегодня и что ждет посетителей, когда все они откроются?Об этом рассказывает начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар.
555.png 

Что такое «малые музеи»?

Понятия «малый музей» в традиционной музеологии не существует. Обычно музеи делятся по типу коллекций: художественные, исторические, мемориальные. В этом отношении малые музеи Третьяковской галереи мемориальные и посвящены жизни и творчеству художников и коллекционеров. 

С одной стороны, «малые музеи» — это управленческий термин, которым обозначают институции с небольшой площадью, ограниченной пропускной способностью, отсутствием выставочных площадей, малым количеством возвратных посетителей. С другой, термин «малый музей» сразу настраивает зрителя на определенную камерность, иное пространственное ощущение и восприятие.  

Мемориальные музеи художников, которые входят в состав Третьяковской галереи, очень точно попадают под эти описания, поэтому при их обозначении и было принято решение использовать этот термин.


Чем занимается служба развития малых музеев и что значит быть «малым музеем» в составе большого?

Менеджмент в сфере культуры имеет свои специфические модели управления. Считается, что присоединение «малых музеев» к более крупным позволяет первым быть эффективнее. После слияния у музеев становится общими бухгалтерия, экономика, PR. В современных условиях ведения административно-хозяйственной деятельности «малым музеям» автономно развиваться сложно. 

Есть, правда, и еще одна сторона подобного объединения, которая, при несоблюдении баланса интересов, может оказаться негативной, я имею в виду возможную потерю уникальности музея. Поэтому при объединении «малому музею» важно сохранить свое «лицо», концепцию, приоритетные типы аудитории. Когда этот баланс достигается, получается очень эффективная модель. 

В этом отношении Третьяковской галерее есть чем гордиться. Создание службы развития малых музеев в 2016 году (их на тот момент было четыре) позволяет сохранять индивидуальные особенности каждого, при этом работать согласно стандартам качества большого художественного музея.

В структуре Третьяковской галереи сейчас находится семь объектов, которые входят в состав службы развития малых музеев. Все здания расположены в Центральном административном округе Москвы, они очень разные – это и дома, и квартиры, и даже чердак. Но все они относятся к объектам культурного наследия. В некоторых из них уже давно существуют музеи, а в других только создаются. 

Для посетителей сегодня открыты два – Музеи Аполлинария и Виктора Васнецовых. Музеи Анны Голубкиной и Павла Корина закрыты на реставрацию. Музей Павла и Сергея Третьяковых готовится к открытию. А исторические объекты, в которых будут созданы Музей московских коллекционеров и Мастерская Ильи Кабакова, находятся в процессе музеефикации.


Что происходит сегодня в малых музеях Третьяковской галереи и что ждет посетителей, когда они все откроются? 

Музей Павла и Сергея Третьяковых
1-й Голутвинский переулок, 16, стр. 1

Дом, в котором родились Павел и Сергей Третьяковы, еще с 1990-х годов принадлежит Третьяковской галерее. Сейчас в Доме заканчивается реставрация и создается экспозиции.

Музей Павла и Сергея Третьяковых не будет домом-музеем в привычном понимании этого слова. Дело в том, что братья уехали из этого дома в возрасте 10 и 8 лет. 

Никаких мемориальных предметов того периода не сохранилось. Поэтому, работая над концепцией музея, мы были поставлены в довольно сложное положение: либо создавать очередной типологический музей купеческого быта, либо создать музей братьев в их историческом родовом доме. Такой «history house», этим термином обозначают музеи, которые расположены в исторических домах.

В этом музее и сам дом (не интерьеры) станет объектом демонстрации. Есть такое выражение: «Не размер жилища определяет масштаб личности». Для нас было важным показать, что дом, в котором жила семья Третьяковых на тот момент с пятью детьми, не был грандиозным особняком, характерным для купечества конца XIX-начала ХХ веков. На самом деле в начале и середине XIX века московское купечество жило достаточно скромно, руководствуясь строгими домашними принципами.  

Этот дом станет отправной точкой для рассказа об образе жизни целого сословия, которое во многом сформировало культуру Москвы, а на рубеже XIX-XX веков стало определять и культуру страны. 

444.png Дом Павла и Сергея Третьяковых в Голутвинском переулке

Небольшой домик XIX века в Замоскворечье, окруженный огромными зданиями, станет местом, в котором можно будет познакомиться с жизнью двух уникальных и совершенно разных людей, сыгравших важную роль в истории Москвы и художественной жизни страны.    

В Музее Павла и Сергея Третьяковых можно будет узнать о жизни, предпринимательстве, коллекционировании братьев, понять их характеры через «сочиненные» кабинеты с их личными вещами. А главное в этом пространстве встретятся произведения из их коллекций, включая превосходную коллекцию французских мастеров Сергея Третьякова.


Музей Анны Голубкиной
Большой Левшинский пер., дом 12

facebook
 
В 2017 году Музей был закрыт на реконструкцию, так как здание требовало капительной реставрации.  

В течение полугода продолжался вывоз коллекции в фонды Третьяковской галереи, так как состояние здания плохо сказывалось на сохранности музейных предметов. 

Уже готовы проекты реставрации Музея и его новой экспозиции. Мы находимся на этапе поиска финансирования, для того чтобы приступить к реконструкции. 

Поддержать Музей Анны Голубкиной

3096c8c39bf7ac794619d73f1c9ca0d7.jpg


Фильм «4 истории дома Голубкиной» 



Документальный фильм об Анне Голубкиной



Музей Павла Корина
ул. Малая Пироговская, д. 16, стр. 5

facebook

Музей Павла Корина был закрыт еще в 2009 году по тем же самым причинам, что и Музей-Мастерская Анны Голубкиной.

Павел Дмитриевич Корин еще при жизни написал завещание, по которому передал дом с мастерской, свои произведения и собранную им коллекцию икон Третьяковской галерее, при условии, что его коллекция не будет разрознена, а в доме будет создан музей. Именно с этого дара художника, с 1968 года и началось постепенное присоединение к галерее домов и мастерских художников. Сам дом никак не был приспособлен под музей. При этом он был еще сильно обветшавшим. 

Потребовалось три года, чтобы перевести коллекцию Павла Дмитриевича в фонды, и лишь затем приступить к работе над его реставрацией. На тот момент уже было понятно, что для размещения необходимой музейной инфраструктуры - гардероба, кассы, кабинетов для сотрудников - потребуются дополнительные площади. Поэтому было предложено к дому сделать пристройку. Но впоследствии изменилось законодательство и этот проект не был реализован, а в доме были проведены лишь укрепительные работы.

П.Д. Корин рядом с иконами из своей коллекции
П.Д. Корин в мастерской среди своих эскизов к «Руси уходящей»
П.Д. Корин в своей мастерской. 1960-е
Интерьер дома П.Д. Корина, закрытого на реконструкцию
 

Сейчас разрабатывается новый проект реставрации и приспособления, который будет закончен до конца этого года. Параллельно ему идет разработка дизайн-проекта экспозиции и интерьеров всех помещений. Увеличение площади будет происходить за счет добавления нового подземного пространства. Есть уже частичное финансирование на реализацию проекта, но его недостаточно.

Все годы, пока музей закрыт, сотрудники этого отдела работают над систематизацией и изучением коллекции, проводят лекции и готовят выставки, в том числе и виртуальные.

Виртуальная выставка «Павел Корин. Палех - Моя Родина»

уу9.png


Музей московских коллекционеров
3-й Голутвинский переулок, дом 8/10, строение 1

В 2018 году Третьяковской галерее был передан  объект культурного наследия федерального значения «Жилой дом, начало XIX в.». Это основное строение бывшей усадьбы Рябушинских. На территории этой усадьбы семья Третьяковых снимала жилье, в которое переехала из своего дома в Голутвинском переулке.

Снимок экрана 2020-05-13 в 18.02.26.png

Так как  этот дом был родовым для представителей семьи  Рябушинских, среди которых было много значительных коллекционеров изобразительного искусства на рубеже XIX – XX веков, а также помня, что многие частные коллекции в ХХ веке пополнили не только Третьяковскую галерею, но  и большинство  музеев нашей страны, мы решили, отдавая дань уважения людям, которые не только собирали произведения искусства, поддерживая этим художников, но были и активными участниками развития художественной жизни, создать здесь Музей московских коллекционеров.

На первом этаже будет размещена историческая часть экспозиции, на втором - выставочное пространство, как для демонстраций частных собраний современных коллекционеров, так и для выставок о коллекционерах разного времени. А мансарда этого дома будет преобразована в клуб современных коллекционеров.


Мастерская Ильи Кабакова
Сретенский бульвар, 6/1

Илья и Эмилия Кабаковы передали мастерскую Третьяковской галерее в 2018 году. Она находится на последнем этаже жилого дома.  

В Мастерской Ильи Кабакова сохранились некоторые предметы мебели, библиотека, но главное - интерьер и атмосфера, в которой художник становился тем самым Кабаковым, которого знает весь мир. 

Для нас важно при создании здесь экспозиции, не потерять именно атмосферу и пульс жизни удивительного пространства, которое для многих художников и искусствоведов на протяжении практически тридцати лет было «местом силы».  

Второе помещение - соседская мастерская - будет преобразовано в образовательную площадку, где будут проводиться лекции и собираться материалы об истории московского концептуализма. 

2222.png Фото из архива Игоря Макаревича


Фотографии интерьера Дома-музея Виктора Васнецова
Переулок Васнецова, 13

facebook



Фотографии интерьера Музей-квартиры Аполлинария Васнецова
Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21-22

facebook




Малые музеи в интернет-магазине Третьяковки