Зачем картине рентгенограмма? Как узнать химический состав пигментов, которыми пользовался художник? Как эти знания меняют представление о произведении искусства? Об этих и других музейных тонкостях рассказывает заведующий отделом комплексных исследований Юлиан Халтурин.

4.png

Чем занимается отдел комплексных исследований

Третьяковская галерея находится в числе немногих музеев в России, которые обладают лабораторией для проведения сложных технико-технологических исследований произведений искусства.

В отделе проводят рентгенографирование, рентгенофлуорисцентный анализ, микро- и макросъемку, съемку в инфракрасных лучах и другие исследования. Некоторые из которых, например, панорамная рентгенографическая съемка - уникальны для отечественной музейной практики.

История отдела насчитывает несколько десятилетий. У истоков его создания стояла Мильда Петровна Виктурина, специалист одновременно с искусствоведческим и медицинским образованием. Она стояла у истоков формирования профессиональной деятельности, связанной с технологическими исследованиями произведений искусства в России. 

Сейчас отдел состоит из 10 сотрудников, которые проводят большой комплекс наукоемких исследований. За 5 лет нам удалось выстроить новую модель взаимодействия с научными и реставрационными отделами, оцифровать весь накопленный трудом предыдущих поколений архив.

О взаимодействии с другими отделами

Для того чтобы лучше понять место нашего отдела в системе работы музея, представим себе условный треугольник. Два угла в котором будут занимать научные и реставрационные отделы, то есть те подразделения, которые отвечают за важнейшие функции музея – изучение, представление и бережное сохранение коллекции. Тогда третьим углом в этой схеме будем мы.

С одной стороны, отдел комплексных исследований помогает научным сотрудникам в их работе по подготовке выставок, каталогов к ним, участвует в кропотливом ежедневном труде специалистов над академическим каталогом собрания музея – везде, где требуется перепроверять, уточнять и актуализировать данные о произведениях.

С другой стороны, своими данными и возможностями мы участвуем в сложнейшей работе реставраторов. Какова природа материалов, из которых выполнено произведение, и каков механизм их старения? В чем могут быть причины появления разрушений? Какие материалы и методы лучше использовать в работе? Без ответов на эти и другие вопросы деятельность современных реставраторов невозможна.

Специфика работы музейного исследователя

Сотрудник нашего отдела обладает высшим профессиональным образованием, например, химика. А научный сотрудник должен иметь фундаментальные искусствоведческие знания. Ведь недостаточно просто собрать данные, важно уметь их правильно проанализировать.

Инструментарий, который мы используем, обладает большими возможностями, но он не волшебная палочка, как многие могли бы подумать. Технологические исследования находятся в единой связи с общим процессом развития знаний по истории искусства. Своими данными мы способны уточнять и расширять эти знания, изучая область, в самом высоком смысле, «ремесла» художника.

О сотрудничестве с другими музеями  

Один из запоминающихся исследовательских проектов 2019 года - программа к выставке «Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры»
Третьяковская галерея предложила региональным музеям-участникам выставки выборочно провести исследования некоторых их работ. Третьяковская галерея заинтересована в сборе нового материала, учитывая, какие значимые произведения были собраны на эту выставку. 

Кроме того, мы понимаем, что у региональных музеев часто нет возможности проводить целый ряд сложных исследований их собственными силами. Все материалы, полученные в ходе работы, Третьяковская галерея передаст каждому музею-участнику программы в полном объёме. 

Надеюсь, этот проект станет прологом для нашего дальнейшего сотрудничества с коллегами из регионов. На мой взгляд, расширение и урепление профессиональных контактов, в том числе, и международных, чем мы активно занимаемся, - это важнейшая часть нашей работы. 

Об открытиях в профессии

Я противник сенсаций ради сенсаций в нашей области. Для того чтобы правильно интерпретировать полученный в процессе исследования результат, необходимо время. Поспешные суждения не наше дело. 

Конечно, в практике случаются необычные моменты. Например, когда вы видите, что под портретом маленькой дочери Ильи Репина, Верочки, находятся, как минимум, два нижележащих изображения. Каждое из них представляет собой целый этап на пути художника от замысла к его конечному воплощению.

789.png
И.Е. Репин. Портрет В.И. Репиной в детстве. 1874. Рентгенограмма

Хотя я возглавляю отдел, работа которого стремится опираться на факты и состоит в поиске ответов на сложные искусствоведческие вопросы, мне представляется, что в области искусства должно оставаться место загадке. Должны быть вещи, которые дают нам повод для размышлений, а иногда и сомнений. Не всё должно быть ясно.

  

Юлиан Халтурин 



Документальные видео из серии #TretyakovDOC рассказывают о проектах, посвященных комплексному исследованию двух знаковых произведений ХХ века - «Черный квадрат» и «Купание красного коня».

Внутри «Черного квадрата»  



В 2017 году в Третьяковскую галерею обратилась известная компании Factum Foundation, которая занимается 3D сканированием произведений искусства и цифровыми реконструкциями. Factum Foundation предложили реализовать за свои средства проект по созданию уникальной цифровой матрицы, факсимиле работы Казимира Малевича «Черный квадрат» 1915 года.   

Это цифровое факсимиле важно, потому что высококачественное изображение в разных режимах может быть эффективно использовано для контроля сохранности произведения. С другой стороны, так как факсимиле содержит несколько слоев, включая рентгенографическую панораму, мы получили еще один инструмент для тщательного анализа того, что лежит под видимым изображением.

Искусство под микроскопом 

Поводом к исследованию картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» стала подготовка произведения к турне, в том числе на выставку работ из Третьяковской галереи в Ватикане в 2018 году.   

В ходе этой работы мы получили информацию о том, как художник шел от рисунка к конечной композиции в поиске наиболее выразительного решения. В результате исследования мы имеем более полную картину его метода постепенного выстраивания композиции. В первую очередь эти открытия важны при вопросах атрибуции.