Дом-музей Виктора Васнецова закрыт до 1 сентября 2019 года для проведения плановых ремонтных работ. Приносим свои извинения за возможные неудобства! Подробнее
История

Третьяковка без Третьякова
1899–1918

После кончины П.М.Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела. В 1896 году составляя завещание Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища. Третьяков завещал внести в Московскую городскую думу «…150 000 рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций».
П.М.Третьяков в гробу. 1898

Зная, что средств, выделяемых Московской городской думой, недостаточно для полноценного существования Галереи, ставшей к тому времени крупнейшим собранием произведений русского искусства, Третьяков рассчитывал, что завещанные деньги будут и впредь работать на благо русского искусства. Кроме того, Галерее было завещаны иконы и недвижимое имущество: «Дом в Лаврушинском переулке, рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится Художественная галерея». 
Завещание П.М.Третьякова было составлено с формальными нарушениями и вступило в силу лишь в августе 1899 года, после личного вмешательства императора Николая II. Московская городская дума в июне 1899 года  утвердила «Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», по которому музей должен был возглавить коллегиальный орган – Совет Галереи . В первый совет вошли – городской голова князь В.М.Голицын (попечитель), дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина,  художник В.А.Серов, коллекционер и художник И.С.Остроухов, коллекционер И.Е.Цветков. Хранителем Галереи назначили Е.М.Хруслова. В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды, в 1902–1904 году по проекту В.М.Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи.

Пополнение коллекции первое время было затруднено разногласиями внутри Совета, но с избранием в 1905 году попечителем Галереи И.С.Остроухова  стали регулярно приобретаться лучшие произведения, как старых русских мастеров, так и представителей новых течений. Остроухов писал: «Следует первое время быть поспокойнее и поразборчивее. За Павла Михайловича была многолетняя репутация, почти авторитет и собственные средства… Мы не имеем права увлекаться…» Многие картины были приобретены с выставок объединений «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза». Была открыта экспозиция икон из домашнего собрания П.М.Третьякова, поступивших в Галерею также по его завещанию.
И.С.Остроухов, А.П.Боткина, В.А.Серов у дома И.С.Остроухова в Трубниковском переулке. Начало 1900-х
И.С.Остроухов с художниками и общественными деятелями в Городской художественной галерее П.М. и С.М. Третьяковых. 1900-е

На первом этаже здания была устроена небольшая публичная библиотека по искусству из личных книг П.М.Третьякова. В 1910 году Галерея получила по завещанию предпринимателя, коллекционера и мецената М.А.Морозова картины из его собрания, среди которых были полотна французских импрессионистов К.Моне, Э.Мане, О.Ренуара, К.Писсаро, Э.Дега и других художников.

В 1913 году попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства И.Э.Грабарь. В новый Совет галереи кроме него вошли старшая дочь П.М.Третьякова В.П.Зилоти, архитектор Р.И.Клейн, коллекционеры А.П.Ланговой и князь С.А.Щербатов. Хранителем Галереи был назначен Н.Н.Черногубов. В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря». Решено было перестроить всю экспозицию по научному принципу, на уровне крупнейших европейских музеев, чтобы, по словам Грабаря, «раскрылась в строгой последовательности эволюция искусства и чтобы при этом посетитель с наименьшей затратой времени и энергии мог получить наиболее ясное представление о содержании данного музея». В соответствии с этим принципом картины каждого художника должны были находиться в одном зале, все художественные произведения планировалось разместить в строго хронологической последовательности, начиная с древнерусской живописи и кончая произведениями современных художников.  Впервые началось составление полного научного описания всего собрания, его фотографирование; были вынуты из рам и обмерены все картины. Эта работа позволила уточнить авторов многих произведений, местами изменив датировку и атрибуцию.  Была создана постоянно действующая реставрационная мастерская. Изменение экспозиции и научное изучение собрания нашли отражение в новом каталоге, изданном в 1917 году под редакцией И.Э.Грабаря.
Грабарь Игорь Эммануилович

Реформы в Галерее, особенно перевеска картин, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Раздавались голоса протеста против изменения экспозиции, составленной еще самим Павлом Михайловичем Третьяковым. Но передовая художественная общественность поддержала Грабаря и одобрила его усилия сделать Галерею крупнейшим современным художественным музеем.
Революция 1917 года не сразу изменила облик Галереи, которая была национализирована  в июне 1918 года. Попечителю И.Э.Грабарю пришлось на время превратиться из научного руководителя в снабженца и сосредоточить внимание не только на сохранность коллекции Третьяковской галереи, но и поступавших  в музей на временное хранение многих художественных собраний, которым грозило разграбление и уничтожение в это нелегкое время.  

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×