SMM

Общение с подписчиками — очень большая часть моей работы. Я читаю все ваши комментарии во всех социальных сетях Галереи, отвечаю на них, просматриваю личные сообщения, вижу все ваши отметки, слежу за тем, чтобы в комментариях у нас всегда был мир и покой и чтобы никто ни с кем не ругался.
Я, например, часто отвечаю на вопросы про размер холста того или иного произведения, про датировки, уточняю, есть ли та или иная картина сейчас в экспозиции или она уехала на выставку, помогаю купить билет или абонемент, индивидуально рассказываю про мероприятия.
Иногда это общение может даже напоминать переписку с другом из другого города. Случается, что посетители даже спрашивают, успеют ли они доехать к нам из другого города — здесь я становлюсь чем-то вроде турагентства.
Можно сказать, что социальные сети Третьяковской галереи — это социологическое исследование. По сути, на сегодняшний день это единственный инструмент, который нам позволяет узнавать, кто на самом деле наш посетитель, какие у него предпочтения, что его волнует. Мы внимательно следим за вашими комментариями и стремимся к тому, чтобы вам всегда было с нами интересно, и оформляем материалы так, чтобы они были вам максимально близки, понятны, полезны в информативном плане и отвечали актуальному запросу времени.
Должна признаться, что я попросила коллег не называть мое имя и фамилию, так как сегодня интернет практически стер личные границы. Сложно предугадать, как читатели отреагируют на предложенную в публикациях информацию и как тебе ответят. Несмотря на то, что практически всех людей в наших социальных сетях объединяет любовь к культуре и искусству, иной раз отдельные комментарии могут быть крайне агрессивными и личными, поэтому я пожелала остаться инкогнито в отличие от коллег, с которыми вы познакомились в предыдущих сюжетах.
Чем занимается SMM в Третьяковской галерее
SMM Третьяковки находится на пересечении нескольких направлений работы музея: маркетинга, PR и заботы о посетителях. Профессия менеджера соцсетей включает в себя функции копирайтера, коммуникационного дизайнера, модератора, креативщика, таргетолога, психолога. Я занимаюсь информационной поддержкой всех мероприятий, которые проходят во всех зданиях Третьяковской галереи, помогаю филиалам музея разрабатывать стратегию ведения социальных сетей, их форматы, поддерживаю все выставочные проекты и специальные мероприятия, придумываю и реализую самостоятельные материалы для наших социальных сетей.
К каждому проекту музея, будь то выставка, концерт, лекция, онлайн-продукт, я составляю стратегию продвижения в социальных сетях, которая представляет собой график выхода публикаций, их форматы и темы.
Чтобы сформировать этот план, я общаюсь с большим количеством специалистов музея: научными сотрудниками, кураторами, хранителями, музейными педагогами из отделов образовательных программ, редакцией «Лавруса» (образовательного онлайн-портала музея) и, конечно, с моими коллегами и друзьями из отдела по связям с общественностью, сотрудником которого я и являюсь.
Я стараюсь учитывать множество факторов. Перед каждой публикацией текст правится два или три раза; дизайн тоже может меняться неоднократно. Так или иначе, моя работа — это территория бесконечных проверок гипотез, утверждений и правок.
Про форматы
Музей — огромный источник информации, а социальные сети для музея — это дополнительная площадка, где можно обозначить важные темы.
Жанр социальных сетей предполагает определённый язык и стиль. Для каждой социальной сети мы стараемся выбирать свою манеру подачи информации, выработать специальный формат. Во всех социальных сетях аудитория отличается по возрасту и лояльности.
Сегодня из-за огромного потока информации пользователь не может уделить публикации в ленте больше 6 секунд своего внимания. Представьте, на какой скорости мне приходится «останавливать» человека, чтобы он все-таки уделил посту Третьяковской галереи немного больше времени! Поэтому мы с коллегами всегда находимся в поиске новых форм. Обычно перед тем, как найти новый формат подачи материала, я просматриваю много разных аккаунтов в социальных сетях. Вдохновение искать можно где угодно. Если вы работаете SMM в музее, вовсе не значит, что в центре вашего внимания как специалиста только культурные институции (хотя без этого безусловно никуда). Я смотрю интересные кейсы крупных компаний, смотрю, схожи ли наши с ними аудитории (и если да, то почему), читаю дайджесты событий в digital среде, сохраняю интересные публикации… Продолжать можно долго. Это только со стороны кажется, что я постоянно сижу в телефоне. На самом деле я так работаю. В общем, в какой-то момент удается найти все ресурсы для реализации идеи. Так, например, во время самоизоляции мы запустили серию инфографик под названием «Из чего состоит работа…», в которой мы рассказываем о музейных профессиях. Сам формат инфографики не новый, я знаю. Но пока я не встречала его в музейных социальных сетях. Значит, нужно пробовать!
Как рождаются идеи публикаций
Любая публикация начинается с идеи. После этого я ищу информанта, вместе с которым работаю над оформлением текстов, формой подачи и редактурой. Далее ставится задача дизайнерам для разработки визуальной составляющей публикации. Очень важно на всем этом пути всегда держать в голове наши ценности и ту первоначальную идею, которую мы хотим донести до наших подписчиков и посетителей.
Чаще всего весь контент, который не привязан к конкретным проектам музея, инициируется мной. В ситуации, когда мы все находимся в самоизоляции, коллеги из научных отделов подключились и помогают делать интересные материалы. Я им за это бесконечно благодарна. Ведь без них ничего по-настоящему интересного получиться не может.
Например, благодаря отделу комплексных исследований нам удалось выложить в социальные сети галереи по-настоящему эксклюзивные материалы о картинах в коллекции Галереи: макросъемка, рентгенографическая съемка, химические исследования. Выглядит очень впечатляюще!
Есть ли право на ошибку?
Работа в музее подразумевает, что каждое своё слово ты должен сверить со «старшими», потому что когда ты работаешь в одном из самых посещаемых музеев мира, права на ошибку нет. Иногда, к сожалению, бывают досадные опечатки, но мы делаем всё, чтобы свести к минимуму такие недоразумения.
Всегда на связи, ваш SMM