Наш сегодняшний герой – SMM (менеджер, ведущий социальные сети) Третьяковской галереи. Именно этот человек «встречает вас» в аккаунтах музея в Facebook, VK, Instagram. Публикации в социальных сетях – лишь вершина айсберга работы SMM-менеджера. «За кадром» остается контент-планирование, аналитика, разработка форматов публикаций и общение с подписчиками. Что это значит стоять в авангарде онлайна музея? Вы узнаете «от первого лица».
IMG-20200515-WA0000.jpg
Instagram #ТретьяковкаДома

«Друзья» по переписке

Общение с подписчиками – очень большая часть моей работы. Я читаю все ваши комментарии во всех социальных сетях Галереи, отвечаю на них, просматриваю личные сообщения, вижу все ваши отметки в сториз Instagram, слежу за тем, чтобы в комментариях у нас всегда был мир и покой и чтобы никто ни с кем не ругался.
Я, например, часто отвечаю на вопросы про размер холста того или иного произведения, про датировки, уточняю, есть ли та или иная картина сейчас в экспозиции или она уехала на выставку, помогаю купить билет или абонемент, индивидуально рассказываю про мероприятия.

Иногда это общение может даже напоминать переписку с другом из другого города. Случается, что посетители даже спрашивают, успеют ли они доехать к нам из другого города – здесь я становлюсь чем-то вроде турагентства. 

Специальный проект для социальных сетей Третьяковки. Истории любви известных художников и меценатов к празднованию Дня Святого Валентина. 2020 год. Листать >


Можно сказать, что социальные сети Третьяковской галереи – это социологическое исследование. По сути, на сегодняшний день это единственный инструмент, который нам позволяет узнавать, кто на самом деле наш посетитель, какие у него предпочтения, что его волнует. Мы внимательно следим за вашими комментариями и стремимся к тому, чтобы вам всегда было с нами интересно, и оформляем материалы так, чтобы они были вам максимально близки, понятны, полезны в информативном плане и отвечали актуальному запросу времени.

Должна признаться, что я попросила коллег не называть мое имя и фамилию, так как сегодня интернет практически стер личные границы. Сложно предугадать, как читатели отреагируют на предложенную в публикациях информацию и как тебе ответят. Несмотря на то, что практически всех людей в наших социальных сетях объединяет любовь к культуре и искусству, иной раз отдельные комментарии могут быть крайне агрессивными и личными, поэтому я пожелала остаться инкогнито в отличие от коллег, с которыми вы познакомились в предыдущих сюжетах.



Чем занимается SMM в Третьяковской галерее

SMM Третьяковки находится на пересечении нескольких направлений работы музея: маркетинга, PR и заботы о посетителях. Профессия менеджера соцсетей включает в себя функции копирайтера, коммуникационного дизайнера, модератора, креативщика, таргетолога, психолога. Я занимаюсь информационной поддержкой всех мероприятий, которые проходят во всех зданиях Третьяковской галереи, помогаю филиалам музея разрабатывать стратегию ведения социальных сетей, их форматы, поддерживаю все выставочные проекты и специальные мероприятия, придумываю и реализую самостоятельные материалы для наших социальных сетей.

К каждому проекту музея, будь то выставка, концерт, лекция, онлайн-продукт, я составляю стратегию продвижения в социальных сетях, которая представляет собой график выхода публикаций, их форматы и темы.

Чтобы сформировать этот план, я общаюсь с большим количеством специалистов музея: научными сотрудниками, кураторами, хранителями, музейными педагогами из отделов образовательных программ, редакцией «Лавруса» (образовательного онлайн-портала музея) и, конечно, с моими коллегами и друзьями из отдела по связям с общественностью, сотрудником которого я и являюсь. 

Я стараюсь учитывать множество факторов. Перед каждой публикацией текст правится два или три раза; дизайн тоже может меняться неоднократно. Так или иначе, моя работа – это территория бесконечных проверок гипотез, утверждений и правок.

Специальный проект для социальных сетей Третьяковки, приуроченный к персональной выставке Василия Поленова. «6 причин посетить выставку Василия Поленова». Листать > 




Про форматы

Музей – огромный источник информации, а социальные сети для музея – это дополнительная площадка, где можно обозначить важные темы.
Жанр социальных сетей предполагает определённый язык и стиль. Для каждой социальной сети мы стараемся выбирать свою манеру подачи информации, выработать специальный формат. Во всех социальных сетях аудитория отличается по возрасту и лояльности. Самая активная аудитория сейчас в Instagram.

Специальный проект для социальных сетей Третьяковки. Виды облаков. Фрагменты художественных произведений принадлежат кисти Аполлинария Васнецова. Все работы из собрания Третьяковской галереи. 2020 год. Листать >

Сегодня из-за огромного потока информации в Instagram пользователь не может уделить публикации в ленте больше 6 секунд своего внимания. Представьте, на какой скорости мне приходится «останавливать» человека, чтобы он все-таки уделил посту Третьяковской галереи немного больше времени! Поэтому мы с коллегами всегда находимся в поиске новых форм. Обычно перед тем, как найти новый формат подачи материала, я просматриваю много разных аккаунтов в социальных сетях. Вдохновение искать можно где угодно. Если вы работаете SMM в музее, вовсе не значит, что в центре вашего внимания как специалиста только культурные институции (хотя без этого безусловно никуда). Я смотрю интересные кейсы крупных компаний, смотрю, схожи ли наши с ними аудитории (и если да, то почему), читаю дайджесты событий в digital среде, сохраняю интересные публикации… Продолжать можно долго. Это только со стороны кажется, что я постоянно сижу в телефоне. На самом деле я так работаю. В общем, в какой-то момент удается найти все ресурсы для реализации идеи. Так, например, во время самоизоляции мы запустили серию инфографик под названием «Из чего состоит работа…», в которой мы рассказываем о музейных профессиях. Сам формат инфографики не новый, я знаю. Но пока я не встречала его в музейных социальных сетях. Значит, нужно пробовать!

Специальный проект для социальных сетей Третьяковки. Знакомство с музейными профессиями в формате инфографики. 2020 год. Листать >



Как «рождаются» идеи публикаций 

Любая публикация начинается с идеи. После этого я ищу информанта, вместе с которым работаю над оформлением текстов, формой подачи и редактурой. Далее ставится задача дизайнерам для разработки визуальной составляющей публикации. Очень важно на всем этом пути всегда держать в голове наши ценности и ту первоначальную идею, которую мы хотим донести до наших подписчиков и посетителей.

Чаще всего весь контент, который не привязан к конкретным проектам музея, инициируется мной. В ситуации, когда мы все находимся в самоизоляции, коллеги из научных отделов подключились и помогают делать интересные материалы. Я им за это бесконечно благодарна. Ведь без них ничего по-настоящему интересного получиться не может. 

Например, благодаря отделу комплексных исследований нам удалось выложить в социальные сети галереи по-настоящему эксклюзивные материалы о картинах в коллекции Галереи: макросъемка, рентгенографическая съемка, химические исследования. Выглядит очень впечатляюще! Вы можете найти эти публикации на наших страницах Facebook и ВКонтакте под хештегом #третьяковкадома.

Специальный проект для социальных сетей совместно с отделом комплексных исследований Третьяковской галереи. Снимки проб красочного слоя, лака и волокон холста под поляризационным микроскопом. 2020 год. Листать >




Есть ли право на ошибку? 

Работа в музее подразумевает, что каждое своё слово ты должен сверить со «старшими», потому что, когда ты работаешь в одном из самых посещаемых музеев мира, права на ошибку нет. Иногда, к сожалению, бывают досадные опечатки, но мы делаем всё, чтобы свести к минимуму такие недоразумения.


О проекте к выставке «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985»

Сейчас я работаю над новым большим проектом – запуском Instagram-аккаунта к выставке «НЕНАВСЕГДА.1968–1985».

Можно сказать, что работа над этим проектом началась 12 декабря 2019 года, когда Третьяковская галерея запустила образовательный просветительский портал Lavrus.art. Это портал о культуре и искусстве, о коллекции Третьяковской галереи, о важных событиях, которые здесь происходят.

После его запуска встал вопрос о создании социальных сетей для проекта. Сейчас у Лавруса свой Facebook, который ведется замечательной редакцией проекта. Чтобы увеличить присутствие «Лавруса» в социальных сетях, мы, конечно, стали думать и о других площадках. В первую очередь – об Instagram.

Надо учитывать, что Instagram – это очень конкурентная среда, туда нельзя выходить без знания того, кто ты и что ты, о чем рассказываешь, как говоришь, какое у тебя визуальное оформление.

Мы с командой думали о том, как это можно сделать наиболее интересным образом.

Когда в выставочном плане появилась выставка «НЕНАВСЕГДА.1968-1985», мы решили сделать для неё промогид в Instagram. Это совпало и с планами Лавруса создать образовательный курс к выставке. Тогда мы и подумали, что было бы здорово это совместить. В итоге получился Instagram-аккаунт, посвящённый с одной стороны – Лаврусу, а с другой – выставке «НЕНАВСЕГДА.1968-1985», которая откроется после карантина.

До тех пор, пока это невозможно, выставка будет присутствовать онлайн в том числе и в виде нашего аккаунта. Он станет сборником материалов, которые познакомят и с содержанием выставки, и с ключевыми фигурами того времени, поможет понять, почему в 2020 году эта выставка раскрывает новые смыслы в искусстве эпохи застоя.

Сейчас я занимаюсь тем, что адаптирую тексты под формат социальных сетей: делаю так, чтобы каждый из этих текстов можно было читать по-отдельности. Это очень важно в реалиях бесконечного скролла.

Проект получается очень красивым. Каждая публикация связана с предыдущей не только содержанием текстов, но и с точки зрения дизайна. Подписывайтесь на аккаунт @lavrus.art, чтобы сложить весь пазл.

Screen Shot 2020-05-26 at 6.49.45 PM.png
Instagram @lavrus.art. 2020 год

Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что все, что я делаю – для вас. Мне приятно видеть, как растет количество подписчиков наших аккаунтов. Буду рада видеть вас среди них! 
   
Всегда на связи, ваш SMM