Андрей Рублев. Икона Святой Троицы. 1422–1427. Иконография и образ

01 марта, 19:00
Лекции

Андрей Рублев. Икона Святой Троицы. Иконография и образ

Инженерный корпус


Преподобный Андрей Рублев известен как создатель уникальной иконографии Святой Троицы, особое значение которой было специально оговорено на так называемом Стоглавом московском церковном соборе 1551 года, постановившем писать Троицу «как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы». В действительности новая иконография складывалась в православном искусстве постепенно, шаг за шагом приспосабливая богословские толкования ветхозаветного текста к языку художественных форм.

Поиски наиболее адекватного и наглядного выражения троичного догмата (как самой сокровенной и таинственной части христианского вероучения) приобрели особое значение в византийском искусстве конца XIV столетия в связи с широким
распространением учения святителя Григория Паламы о сообщении человеку нетварных божественных энергий и связанной с ним аскетической практики непрерывной безмолвной молитвы (исихазма). Одним из главных ее последователей на Руси был преподобный Сергий Радонежский, в «похвалу» которому, как гласит позднейшее предание, и была создана рублевская «Троица».
В лекции подробно рассматриваются те новые символические и образные акценты, которые ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» получил в византийском и русском искусстве конца XIV – начала XV века, и те особенности, которые обусловили уникальность рублевской иконографии по сравнению с более ранней традицией.


Лектор
Левон Вазгенович Нерсесян
Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства
Государственной Третьяковской галереи

Скачать программу лектория (PDF)

Адрес: Лаврушинский переулок, 12, лекционный зал
Билет на лекцию можно купить перед ее началом в кассе у лекционного зала.