Концептуализм и соц-арт

06 апреля, 16:00
Лекции

Концептуализм и соц-арт

Инженерный корпус


Исторический разрыв между модернизмом и постмодернизмом происходит на рубеже 1960–70-х годов, когда критики современности осознают, что искусство — это представление об искусстве, а произведение искусства —уже не материальный объект, замкнутый в себе, но открытая система, которая формируется из культурного контекста.

Новый уровень понимания художественных задач был достигнут в практиках московского концептуализма. Модернистской продукции 1960-х годов, большей частью ориентированной на «вечные ценности», концептуалисты противопоставили эстетику «плохой вещи» и «персонажные стратегии» (термины Ильи Кабакова) в пику традиционным представлениям о «гении» и «шедевре». В серии альбомов «Десять персонажей» и последующих картинах-планшетах Кабаков исследует отношения между художником и зрителем, изображением и текстом, а также модели восприятия образов. Стратегия «персонажности» освобождала от традиционных иерархий и способствовала развитию концептуального переосмысления художественной деятельности. 

Для Виталия Комара и Александра Меламида предметом критической рефлексии становится советское агитационное искусство. В 1972 году они приходят к идее соц-арта, который побудил многих авторов к использованию советских клише как художественного материала и поставил вопрос о культурной идентичности современного искусства в СССР. 

Произведения московских концептуалистов всегда провоцировали на диалог, точно так же в постоянных диалогах формировалась сама концептуалистская среда.

Лектор
Кирилл Александрович Светляков
кандидат искусствоведения
Главный специалист Государственной Третьяковской галереи

Скачать программу лектория (PDF)


Купить
Адрес: Лаврушинский переулок, 12, лекционный зал
Билет на лекцию можно купить перед ее началом в кассе у лекционного зала