Информация о проведении экскурсий и занятий в музее Подробнее
Киносеансы 06 Октября 19:00

Рикю

Инженерный корпус

Фильм демонстрируется на японском языке с английскими субтитрами и синхронным переводом на русский язык.

Япония, 1989. 135 мин., цв.

Сценарий Гэмпэй Акасэгава, Хироси Тэсигахара
Оператор Фудзио Морита
Художник Ёсинобу Нисиока, Сигэмори Сигэта
Композитор Тору Такэмицу
Продюсеры Сидзуо Яманоути, Хисао Минэмура, Кадзуо Ватанабэ, Норико Номура, Цутому Уэмура
Производство Тэсигахара продакшн, Сётику 

В ролях: Рэнтаро Микуни (Сэн-но Рикю), Ёсико Мита (его жена, Рики), Косиро Мацумото (Ода Нобунага), Китиэмон Накамура (Токугава Иэясу), Рё Тамура (Тоётоми Хидэнага), Кёко Кисида (Нэнэ, жена Тоётоми Хидэёси), Таниэ Китабаяси (мать Тоётоми Хидэёси), Саёко Ямагути (Ёдогими, наложница Тоётоми Хидэёси), Ясоскэ Бандо (Исида Мицунари), Луи Маркес (Стефан), Хисаси Игава (Содзи), Цутому Ямадзаки (Тоётоми Хидэёси)

Первое обращение режиссёра Тэсигахары к историческому жанру в кино стало размышлением об отношениях художника и власти. Картина повествует о жизни Сэн-но Рикю (1522-1591) – великого мастера чайной церемонии, гончарного дела, искусства икэбаны. Именно усилиями Рикю эстетика «скромной простоты» стала основопологающей для большинства традиционных искусств Японии. В современной Японии существует три школы чайной церемонии (Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ) – и все они берут свое начало от имени и учения Сэн-но Рикю.

Благодаря своему таланту и уму, Рикю снискал расположение многих властителей средневековой Японии. Среди его учеников был Ода Нобунага (1534-1582) – один из первых объединителей страны, раздробленной в XV-XVI веках на множество враждующих между собой мелких княжеств. Это было время больших возможностей для сильных и прагматичных людей. После гибели Ода бразды правления перешли к его вассалу Тоётоми Хидэёси (1537-1598). Низкого происхождения (то ли из беднейших самураев, то ли из крестьян), неказистой внешности, за что в народе его прозвали обезьяной, жестокий и мстительный, прозорливый и хитрый, он стал одним из величайших правителей Японии. Своим врагам он отрезал уши и носы, а врагами могли стать и самые близкие. Хидэёси не обладал ни вкусом, ни изысканными манерами, но горячо желал быть окружённым аристократами и слыть покровителем искусства. Талант Рикю восхищал и одновременно пугал амбициозного и преисполненного психологическими комплексами правителя. С завистью и подозрением относились к Рикю другие приближённые тирана. Даже ученики Рикю были им недовольны и обвиняли в лицемерии, но сам он до конца пытался остаться верным своему дару и своей совести.

Сценарий для фильма был создан на основе романа Яэко Ногами «Хидэёси и Рикю» (1964). Образ гордого и независимого художника навеян также исследованием ученого, теоретика и эссеиста Киётэру Ханада «Люди японского Ренессанса» (1974).

Красочные костюмы фильма были созданы Эми Вада – обладательницей премии Оскар за свою работу в фильме Акиры Куросавы «Ран» (1985).

Японский фонд

Стоимость билета:
Бесплатно
Адреса и время работы
Лаврушинский переулок, 12, конференц-зал
Карта
Из цикла:
Хироси Тэсигахара. Ретроспектива фильмов к 90-летию со дня рождения
Подробнее
Вход в зал по бесплатным билетам, выдаваемым за 30 минут до начала показа
Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×