Информация о проведении экскурсий и занятий в музее Подробнее
Лекции 21 Октября 16:00

«Современные западные идеи ... уже не могут нам оказать никакой пользы» (Н.С. Гончарова)

Новая Третьяковка

Российско-европейские художественные связи на рубеже ХIX–XX веков

Лекция из абонемента №21 «Выставки, которые потрясли мир. Импорт и экспорт русского художественного опыта в выставочных практиках ХХ–ХХI веков. Часть 1»

Лектор — С.А. Фофанов

Рубеж XIX–XX веков стал подлинным расцветом русской культуры и искусства. Однако имена русских художников были плохо известны на Западе, примером чему может служить публикация «Всеобщей истории живописи» немецкого искусствоведа Р. Мутера. В ней история русской живописи была объединена в разделе со скандинавским искусством. Реакцией на работу Мутера стала фундаментальная работа А.Н. Бенуа «История русской живописи». Одним из первых успешных примеров совместного экспонирования русского и зарубежного искусства стала русско-финляндская выставка 1898 года.

В начале ХХ века во Франции и Германии параллельно появляются художественные объединения фовистов и экспрессионистов объединения «Мост» , имевших большое влияние на дальнейшее влияние мирового искусства. Первыми коллекционерами этого нового искусства стали русские промышленники П.И. Щукин и С.Т. Морозов, собравшие уникальную коллекцию западных художников, открытую для московской публики. В 1910 году по приглашению Щукина Анри Матисс посетил Москву, где впервые познакомился с древнерусскими иконами.

В это же время впервые интерес художников и любителей искусства обращается к неевропейским культурам, и в частности к искусству Африки, первооткрывателями которого были Карл Эйнштейн в Германии и Владимир Марков в России.

Благодаря выдающимся организационным способностям Сергея Дягилева, русское искусство сумело громко заявить о себе заграницей. В 1906 году Русская художественная выставка, подготовленная Дягилевым, стала частью очередного Осеннего салона в Париже. На ней экспонировались работы молодых русских художников Гончаровой и Ларионова. В.А. Серов, тоже участвовавший в ней, испытал сильное разочарование, так как внимание французской публики было обращено к работам молодых художников.

1898, Русско-финляндская выставка: Санкт-Петербург.
1906, Осенний салон и русская художественная выставка: Париж.

Стоимость билета:
50‒300 ₽
Адреса и время работы
Крымский Вал, 10, конференц-зал
Карта
Из цикла:
Выставки, которые потрясли мир. Импорт и экспорт русского художественного опыта в выставочных практиках ХХ–ХХI веков. Часть 1
Подробнее
Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×