Режим работы в дни новогодних и рождественских праздников с 30 декабря 2017 по 8 января 2018 Подробнее
Выставка

Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 80–82
20 апреля 23 июля
Джорджо де Кирико. Орфей — уставший трубадур. 1970
Холст, масло. 149 x 147. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим
Джорджо де Кирико. Внутренняя метафизика мастерской. 1969
Холст, масло. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим
Джорджо де Кирико. Автопортрет в черном свитере. 1957
Картон, масло. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Третьяковская галерея представляет первую масштабную выставку де Кирико в России — совместный проект Третьяковской галереи, Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Fondazione Giorgio e Isa de Chirico). Джорджо де Кирико (1888−1978) — итальянский живописец, один из крупнейших мастеров ХХ столетия, предтеча сюрреализма, основатель движения «Метафизическая живопись».

Выставка проходит в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» при поддержке компании Bosco di Ciliegi.

Впервые четыре работы де Кирико выставлялись в Москве в 1929 году, в 1930-х экспонировались его рисунки и офорты. Выставка в Третьяковской галерее раскрывает все грани творчества де Кирико: классическая «метафизическая» и постметафизическая живопись, обращение художника в 1920-х — 1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, его интерес к живописи старых мастеров, многочисленные автопортреты, а также совсем ранние картины, свидетельствующие об увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина (1827−1901).

Произведения этого мастера, разносторонне представленные на выставке, дадут российским зрителям возможность осмыслить его влияние не только на европейских художников, но и на русских. В первую очередь, на К. Малевича, не только трансформировавшего в своих поздних работах некоторые приемы и мотивы живописи итальянского художника, но и настоятельно рекомендовавшего изучение его творчества своим ученикам. Такие мастера, как А. Шевченко, А. Дейнека, К. Рождественский, В. Ермолаева также испытали влияние итальянского мастера.

Фонд де Кирико, основанный в 1986 году и получивший по завещанию вдовы художника большой корпус его поздних работ, находится в Риме. На выставке будут представлены произведения живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке «Бал» 1929 года.

К выставке подготовлено уникальное издание, в которое будут включены статьи итальянских исследователей, а также текст куратора выставки, научного сотрудника Третьяковской галереи Т.Горячевой, о влиянии Джорджо де Кирико на русское искусство.


С 11 июня по 22 июля в Новой Третьяковке в рамках образовательной программы к выставке Джорджо де Кирико "Метафизические прозрения" прошли публичные дискуссии Летней философской школы. 

Первая дискуссия Летней философской школы посвящена обсуждению наиболее важных философских тем в творчестве де Кирико. Дискуссию ведут теоретик современного искусства, куратор Виктор Мизиано и доктор философских наук, доцент кафедры философской антропологии проблем комплексного изучения человека философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Наталья Ростова. 


В ходе второй дискуссии Летней школы с участием кандидата философских наук Игоря Анатольевича Михайлова и профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории искусства Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сопредседателя российского отделения AICA Нины Геташвили у слушателей будет возможность обратиться к теме античности в творчестве де Кирико.


Тема меланхолии связана с известной картиной де Кирико "Меланхолия и тайна улицы", которая была написана в 1914 году во время "метафизического" периода.
Меланхолия как часть таинственного мира художника связана с идей, что реальный мир является только внешней стороной, за которой скрывается загадочный мир подсознания. Душная атмосфера вымершего города на картине "Меланхолия и тайна улицы" порождает множество вопросов, на которые мы постараемся найти ответы в дискуссии с участием искусствоведа, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания Лидии Чаковской и философом, ведущим научным сотрудником, руководителем сектора эстетики Института философии РАН Еленой Петровской.


Произведения де Кирико создают ощущение вневременного измерения, погруженного в тишину. Загадка и тишина в работах де Кирико связаны с историей, которая перестает быть незыблемым авторитетом. История замолкает, погружается в тишину.
Вопросу тишины в работах де Кирико будет посвящена публичная дискуссия с участием доктора искусствоведения, заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства МГК им. Чайковского Владимира Чинаева и композитора и философа Владимира Мартынова.





Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×