Выставка

Гелий Коржев. Назад в Венецию

Ca' Foscari Esposizioni, Италия, Венеция
11 мая 12 октября
Коржев Г.М. Егорка-летун. 1976-1980
Третьяковская галерея
Коржев Г.М. Художник.1961
Третьяковская галерея
Коржев Г.М. Мать. 1964- 1967
Третьяковская галерея

В Венецию вернулись картины Гелия Коржева (1925–2012), одного из выдающихся советских, а позднее – российских художников второй половины XX века. Его возвращение на берега венецианской лагуны случилось спустя 57 лет со времени участия произведений художника в XXXI Венецианской биеннале. Именно тогда в выставленных в павильоне СССР работах Коржева, Попкова и других живописцев убедительно прозвучали голоса так называемого сурового стиля – направления, которое в рамках победившего соцреализма искало выход из жестких канонов искусства сталинской эпохи с помощью экспрессивного художественного языка.

Выставка «Gely Korzhev. Back to Venice» («Гелий Коржев. Назад в Венецию») осуществлена благодаря сотрудничеству Государственной Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и Центра изучения культуры России Ка-Фоскари при поддержке банка Интеза Санпаоло. С помощью документов, фотографий, видеоматериалов, а также благодаря обращению к информационно-коммуникационным технологиям удалось восстановить, как демонстрировались в экспозиции триптих художника, зал Коржева и другие важные элементы советского павильона 1962 года. Кроме того, эта выставка дает возможность представить итальянской и иностранной публике, спустя три года после монографической ретроспективы работ Коржева в Третьяковской галерее в Москве, более 50 живописных работ художника, которые выстраиваются в обширную и исчерпывающую панораму и могут расставить по местам поспешные суждения, высказанные по случаю XXXI Биеннале.

Собрание картин в Ка-Фоскари не является антологией творчества художника в узком смысле этого слова. Выставка организована вокруг отдельных тем, обращена к наиболее значительным аспектам творческого наследия художника. Так, перед глазами зрителя проходит ряд полотен с изображением монументальных ню, натюрмортов и некоторые другие наиболее интересные примеры особого варианта живописи соцреализма в интерпретации Гелия Коржева. И все же главный смысловой центр выставки – скорбные образы памяти Великой Отечественной Войны, произведения, благодаря которым Коржев получил мировое признание. Не случайно картина «Следы войны» (1963–1964) была выбрана среди 500 других представленных работ в качестве афиши выставки «Берлин – Москва. Москва – Берлин» 2003 года в Мартин Гропиус Бау. Выставка завершается визуальными размышлениями художника о распаде советской системы. Одни картины показывают грустное соучастие, другие носят характер резкого социального обличения, третьи гротескны, как те, где изображены скелеты и гибридные мутанты – так называемые Тюрлики Коржева («Победа живых и мертвых (Памяти павших)», «На троих»).

Сама выставка, как следует из ее названия, дает нам возможность спустя полвека вновь взглянуть на венецианский дебют Коржева. В 1962 году Лариса Салмина, комиссар советского павильона, определяла критерии для отбора художников, которые должны были представлять русскую художественную культуру в особенный период советской истории, а именно во время хрущевской оттепели, следующим образом: «Советское искусство представлено на XXXI Венецианской биеннале художниками, принадлежащими к разным национальностям и поколениям. Произведения этих авторов ясно показывают, насколько разнообразны художественные манеры, насколько богата тематика, иллюстрирующая жизнь советского народа, и насколько глубоко гуманистично советское искусство». Коржев и Попков, подающие надежды молодые художники, были приглашены к участию в Биеннале вместе с маститыми академиками, чтобы показать разнообразие пластических языков, преемственность поколений, прочную связь художников с «жизнью советского народа».

Коржев представил в советском павильоне своего рода «портрет в движении» – картину «Художник» (1961, Государственная Третьяковская галерея), где изображен сидящий на краю тротуара уличный художник, который рисует мелками на небольшой картонке обнаженную женщину, а рядом с ним находится кепка с монетами, а также триптих «Коммунисты» (1957–1960, Государственный Русский музей). Триптих написан на крупных холстах – двух вертикальных и горизонтальном. Первый из них по времени создания назван «Интернационал», на нем изображены два солдата Красной Армии на поле боя. Один играет на валторне, другой, изображенный со спины, держит знамя полка. Второй холст, горизонтальный, – «Поднимающий знамя». На нем изображен человек, который подхватывает Красное знамя из рук павшего товарища. Главный герой третьего полотна «Гомер (Рабочая студия)» – скульптор в военной форме, который лепит бюст древнегреческого поэта.

О произведениях такого содержания – а на биеннале были представлены живописные работы Дейнеки, а также «Строители Братска» кисти Попкова (шедевр был показан пять лет назад на посвященной художнику выставке в Ка-Фоскари) – Ренато Гуттузо говорил как о «сопротивленчестве» (resistenzialismo). Итальянские критики, напротив, писали о «изнурительных муках обновления» (Марио де Микели) или о затяжном отступлении, как Паоло Рицци заявлял в Il Gazzettino: «Десталинизация живописи социалистических стран. Как будто бы все зависело от Сталина, как будто бы достаточно было бы снять со стен портреты отверженного диктатора. <…> Слишком просто было бы играть в такую игру. Слишком просто говорить, что все художественное творчество Советского Союза и социалистических стран находится в преддверии осознанного обновления, которое не задевает, а, напротив, укрепляет ценности». После практически 60 лет это суждение в новом историческом контексте может быть рассмотрено по-другому.

Кураторы: Фаина Балаховская, Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини и Надежда Степанова 

Подробнее на сайте Ca’ Foscari University of Venice


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×