19 апреля по техническим причинам будут закрыты залы №49-55 Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (выставка «Арлекины Серебряного века» и «Сокровищница»). Подробнее
22 декабря 2018 24 февраля 2019
Концерт для двух фаготов. Середина 1980-х
Собственность автора
Выхожу один я на дорогу (Памяти М.Ю. Лермонтова). 1986
Государственный Русский музей
Свадьба в Черемушках. 1975
Собственность автора
Свадьба у Александровского сада. 1987
Собственность автора
Похороны. 1988
Собственность автора
Вечер в Черемушках. 1974
Собственность автора

Имя Ивана Валентиновича Николаева (род. 1940), художника-монументалиста, живописца и графика, стоит особняком в советском искусстве второй половины ХХ века — как официальном, так и неофициальном.

Наибольшую известность ему принесла работа над художественным оформлением станций Московского метрополитена — «Боровицкая», «Отрадное» (совместно с женой Мариной Михайловной Дедовой-Дзедушинской) и «Достоевская». Однако особый интерес для Третьяковской галереи представляет его станковое творчество, а также пространственные объекты. Значителен, но малоизвестен факт, что 40 лет назад, в 1978 году, используя приемы мультипликации, комикса и сценографии, Иван Николаев создал одну из первых в отечественном искусстве инсталляций — «Гибель Попкова».

Сын художников Татьяны Серебряковой и Валентина Николаева, представитель знаменитой династии Бенуа–Лансере–Серебряковых, Иван Николаев с рождения находился в пространстве изобразительного искусства, жил среди произведений своих знаменитых родственников, и во многом это предопределило его судьбу. Тем важнее, что Николаев искал свой путь в искусстве, собственный, ни на чей из близких не похожий, художественный язык. Он стремится к предельной интенсивности пластического высказывания. Его произведения отличает особая эмоциональная выразительность, подчас несколько ироничная интонация, но при этом всегда вдумчивый взгляд на персонажей и глубокое осмысление тем своих работ.

Иван Николаев учился в знаменитой Московской средней художественной школе при Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, а в 1964 году окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). По окончании училища он оформлял интерьеры общественных зданий: роспись банкетного зала ресторана «Встреча» (Москва, 1967); мозаика для Международного почтамта (Москва, 1970); плафоны банкетных залов для иностранных приемов ресторана гостиницы «Националь» (Москва, 1975–1977); плафоны для Дома культуры им. Фрунзе (Ростов-на-Дону) и другие.

Одновременно с монументально-оформительскими работами Николаев обращался к станковой живописи: натюрмортам, пейзажам, портретам, изображениям интерьеров. Любовь к городской мифологии, традициям и ритуалам привела к созданию серий, посвященных свадьбам, похоронам, встречам в парках, московских переулках и метрополитену. Соединяя в своих произведениях разные стили и материалы, свободно работая с пространством, композицией и цветом, Николаев создает гротескные и экспрессивные образы.

Художник экспериментировал с объемом, работал над пространственными композициями с конца 1960-х годов. Николаев точечно добавляет в пространство некоторых картин объемные элементы: лист дерева («Воскресенье в Воронцовском парке. Игра в бадминтон», 1975, собственность автора), элементы архитектурного декора («В метро», 1970-е, Государственный Русский музей), мраморные облака («Вечер в Черемушках», 1974, собственность автора). В других произведениях мы видим, как активное восприятие действительности настолько переполняет художника, что изображение буквально «выплескивается» за пределы холста на раму: «Свадьба у Александровского сада» (1987, собственность автора), «Похороны» (1988, собственность автора), «„Выхожу один я на дорогу“ (Памяти М.Ю. Лермонтова)» (1986, Государственный Русский музей). Нивелируя традиционную границу между холстом и его обрамлением, Николаев сближает станковую живопись с настенной росписью. Еще одно направление его художественных поисков — уход от плоскости стены («Дети у пианино», «Объемная композиция. Чашка кофе», обе — 1973, собственность автора), когда мастер снимает картину с повесочной поверхности и побуждает зрителя ходить вокруг произведения.

На выставке в зале спецпроектов Третьяковской галереи на Крымском Валу представлены ранние работы Ивана Николаева, преимущественно 1970–1980-х годов. Это станковые произведения, объекты и инсталляции, в которых отражены пространственные поиски художника и его эксперименты с объемом. Специально к выставке восстановлена и частично реконструирована инсталляция «Гибель Попкова» (около 130 × 130 × 130), выполненная из листового железа, дерева и оргалита, с росписью маслом. Она посвящена легендарному московскому художнику Виктору Попкову (1932–1974) и его трагической гибели от выстрелов инкассаторов. Этот момент Николаев запечатлел в виде объемной композиции, отсылающей к эстетике американского поп-арта. По окончании выставки работа в качестве дара автора поступит в собрание Третьяковской галереи.

Сфокусированная на теме объема и пространства, выставка призвана показать многообразие пластических и образных поисков Ивана Николаева. Она представляет его как художника-экспериментатора, знакомство с творчеством которого необходимо для понимания современного российского искусства.

Партнеры


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×