Константин Истомин. Цвет в окне

Константин Истомин. Цвет в окне


Инженерный корпус



02 октября 2019 – 19 января 2020

Выставка представляет около 100 работ Константина Николаевича Истомина из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и Тверской картинной галереи, а также ряда частных собраний. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег».

12+



Константин Николаевич Истомин (1887–1942) — крупнейший русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.

Истомин с юных лет интересовался искусством. Получив образование в классических гимназиях Харькова и Владивостока, где семья жила в связи с переводами отца по службе, он занимался и в художественных студиях. Наибольшее значение имели для него занятия в харьковской студии Е.Е. Шрейдера, жившего ранее во Франции и ориентированного на живопись барбизонцев. После революционных событий 1905 года Истомин уехал в Германию и поступил в художественную школу Ш. Холлоши в Мюнхене.

По возвращении из Мюнхена в 1909 году Истомин учился в Московском университете на отделении истории искусств. Не окончив университетский курс, в 1913-м он был призван в армию, участвовал в боевых действиях на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. Истомин служил в артиллерийской дивизии на Румынском фронте, перенес контузию, ранение, тиф, отравление газами. После мобилизации в 1918 году он включился в художественную жизнь Москвы, оформлял город к революционным празднествам, работал в театрах. С 1921 года Истомин стал профессором Вхутемаса. С тех пор вся его жизнь была связана с преподаванием живописи. Почти все художники, получившие профессиональное образование в Москве в 1920–1930-е годы, прошли через мастерскую Истомина. При этом мастер не создал своей школы. Он интенсивно развивался сам, формулируя свои мысли и методы живописного постижения натуры в доверительном общении с учениками. Среди живописцев 1920–1930-х годов Истомин был наиболее последовательным проводником европейского опыта в художественном образовании, что было особенно ценно в эпоху утверждения канонов соцреализма.

Истомин разделил участь многих художников своего поколения, отторгнутых официальной доктриной и забытых зрителем. Память о нем сохранилась лишь благодаря ученикам и близкому кругу друзей и коллег, спасших от уничтожения его художественное наследие, а также теоретические работы (письма, лекции, конспекты бесед), которые они переписывали от руки. Большую роль в сохранении наследия сыграли В.А. Фаворский, А.Н. Тихомиров, И.В. Савицкий, В.В. Тарасенко, Ю.Д. Коровин, Е.Н. Орловская и многие другие. Неоценимая заслуга в том, что искусство этого художника дошло до наших дней, принадлежит Л.А. Казенину – ученику и товарищу Истомина, который сохранил и отреставрировал большое количество его работ. 

Для широкого круга зрителей имя Истомина открылось в 1960-е годы. На волне оттепели в 1961 году состоялась его первая персональная выставка, оказавшая большое влияние на художников и вызвавшая интерес искусствоведов. После экспозиции на Беговой его работы были показаны на юбилейной выставке к 30-летию МОСХ в Манеже, после чего картина «Вузовки» заняла свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Большая выставка Истомина с участием отреставрированных Казениным работ состоялась в 1978 году. После нее большинство живописных произведений из собрания семьи Казениных были распределены по музеям СССР. В доме остались лишь немногие неотреставрированные холсты Истомина и почти вся его графика. Большинство работ из бывшего собрания Л.А. Казенина впервые были публично показаны только в следующем веке: на выставке «Возвращение Константина Истомина» в галерее «Ковчег» осенью – зимой 2008 года.

Многие произведения в силу неблагоприятных условий хранения требовали серьезной реставрации, и это обстоятельство отложило на многие годы проведение большой выставки Истомина. Сегодня очевидна необходимость вновь сфокусировать внимание на личности художника, увидеть его произведения в современных выставочных залах и уточнить его ориентиры в искусстве ХХ века. 

Настоящая выставка открывается работами Истомина начала 1920-х годов. Ранние работы — учебные и фронтовые рисунки — не сохранились. В работах на крестьянскую тему — «Чаепитие», «Пряхи», «Жатва» — художник претворяет в жизнь уроки европейских мастеров. В эти же годы он начал писать обнаженную натуру. В 1929 году у Истомина появилась новая натурщица — Лидочка Короткова, бывшая танцовщица. Ее острый, яркий образ часто встречается в произведениях конца 1920-х — первой половины 1930-х годов: «Читающая женщина», «Перед зеркалом», «Вузовки». Рисункам, акварелям и темперам, запечатлевшим своеобразные черты модели, посвящен малый зал в экспозиции.

География произведений Истомина охватывает Кавказ и Крым. Здесь он лечился в летние месяцы и проводил практику со студентами. В 1928 году совершил поездку в Кабардино-Балкарию. Результатом стала серия горных пейзажей Уч-Кулана и портрет местной девушки в национальном костюме («Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.)»).

В 1934 году Истомин отправился в творческую командировку на пароходе по Каме. Наблюдая жизнь на пристанях и берегах реки, художник заносит свои беглые впечатления в альбом, листы из которого представлены в экспозиции. Итогом этого путешествия стали картины «На Каме» и «Песня», посвященные жизни рыбаков.

Продолжая работать над тематической картиной, Истомин едет в Еникале под Керчью и проводит зиму 1935–1936 года в рыбачьем поселке. Сотни рисунков, акварелей и живописных этюдов, запечатлевших «сияющее море», закаты и восходы, причудливость береговой полосы Восточного Крыма с бухтами и маяками, привозит он из этого путешествия, так и не создав заказной картины. В дальнейшем художник работает в Феодосии, Коктебеле, Судаке и деревне Козы, где располагалась дача для летних практик студентов.

Центральная часть экспозиции посвящена работам, созданным в московской мастерской художника. В 1921 году Истомин получил комнату в доме на Мясницкой улице, где жили преподаватели Вхутемаса. Эта комната и вид из окна стали «главными героями» большинства произведений, написанных мастером в 1920–1930-е годы. Женские фигуры в интерьере на фоне окна, данные контражуром, — любимый мотив в живописи Истомина. Этот же пластический мотив лег в основу картины «Вузовки». 

Выставку сопровождает печатное издание «Константин Истомин. Цвет в окне». Помимо произведений живописи и графики в нее включены статьи о творчестве Истомина и хроника его жизни, письма мастера и воспоминания его учеников. Все эпистолярные и мемуарные материалы публикуются впервые.


Кураторы

Татьяна Андреевна Ермакова, заведующий отделом живописи I половины XX века Государственной Третьяковской галереи

Александра Ивановна Струкова, заведующий отделом графики XX века Государственной Третьяковской галереи   

При поддержке

Анатолия Ивановича Новикова 




нельзя в музее.jpg