В Новой Третьяковке временно закрыты залы № 1‒13. Приносим свои извинения за возможные неудобства! Подробнее
Выставка

Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918‒2018

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 80–82
22 ноября 2018 27 января 2019
В ожидании ветра. Центральная часть триптиха «ХХХ Балтийская регата». 1979
Третьяковская галерея
Айли Винт. Северный Ледовитый океан. 1981
Третьяковская галерея
Айли Винт. На острове Тютарсаар. 1986
Третьяковская галерея
Тоомас Винт. В старом городе. 1985
Третьяковская галерея
Рейн Таммик. Мальчик с фотоаппаратом. 1981
Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея совместно с Художественным музеем Эстонии (Таллин) открывает в Москве крупную выставку эстонского изобразительного искусства из фондов обоих музеев, а также из частных коллекций.

Проект организован в рамках программы культурных мероприятий «Эстонская Республика — 100». Выставка включает произведения, созданные в течение прошедшего столетия: наряду с работами мастеров советского периода в экспозиции демонстрируются живопись, графика, скульптура ключевых представителей эстонского модернизма довоенного периода и работы эстонских художников XXI века. Это первый опыт сотрудничества ведущих музеев национального изобразительного искусства двух стран.

Коллекция эстонского искусства в Третьяковской галерее является самой крупной в России. Начало ее формирования относится к 1946 году, когда для Музейного фонда СССР государство стало активно приобретать работы эстонских художников. Наиболее значительное пополнение коллекции состоялось в 1986 году благодаря слиянию двух крупнейших собраний — Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в недавно построенном здании на Крымском Валу, — в единый музейный комплекс. Настоящая выставка — первый масштабный показ этой коллекции. Объединенные в экспозиции произведения из музейных и частных собраний обеих стран дополняют друг друга и обогащают представление об истории развития национального искусства.

После 1918–1920 годов, этапа обретения Эстонией независимости, в культуре страны сложилась благодатная ситуация — стали возникать многочисленные художественные объединения и активизировалась выставочная жизнь. Наиболее яркие творческие силы сплотились вокруг «Группы эстонских художников» (Eesti Kunstnikkude Rühm) — первой в Эстонии, посвятившей свою деятельность авангарду. Произведения членов этой группы Арнольда Акберга, Пеэта Арена, Александера Кримса и Феликса Ранделя знакомят зрителя с авангардистским экспериментом 1920-х годов, охватившим также литературное и театральное сообщество Эстонии.

Важное место на выставке принадлежит тартускому объединению «Паллас», сыгравшему значительную роль в становлении национального самосознания и культуры Эстонии. Помимо художников, в «Паллас» входили писатели, архитекторы, искусствоведы и меценаты. В 1919 году стараниями этого объединения была открыта художественная школа «Паллас», которая стала первым в Эстонии учебным заведением, дававшим профессиональное образование в области изобразительного искусства.

Сильной стороной школы «Паллас» было необычайное разнообразие тем и художественных приемов. Ее яркими представителями являются живописцы — воспитанники школы: Эльмар Китс, Валериан Лойк, Рихард Сагритс и Рихард Уутмаа.

Из фондов Третьяковской галереи в экспозиции представлены произведения 1970–1980-х годов — пожалуй, одного из самых значительных и ярких периодов развития эстонского искусства. Это живописные полотна и графические листы таких авторов, как Малле Лейс, Рейн Таммик, Марью Мутсу, Велло Винн, Николай Кормашов, Юри Пальм, художников-супругов Айли и Тоомас Винт.

Разнообразие индивидуальностей художников, вступивших в XXI столетие со всем максимализмом и категоричностью молодости, демонстрируют работы из эстонских музеев и частных коллекций. Творчество художников-постконцептуалистов не укладывается в строгие схемы, но объединено стремлением к пересмотру традиций и конструированию иных художественных реальностей. Новое поколение эстонского искусства на выставке представляют Анна Шкоденко, Эне-Лийс Семпер, Ану Пыдер, Марге Монко, Денеш Фаркаш.

Экспозиция включает пять разделов, отражающих важнейшие тенденции и темы в искусстве Эстонии. В разделе «Классика» творчество одного из патриархов эстонского искусства Эдуарда Вийральта (1898–1954), повлиявшего на несколько поколений эстонских художников-графиков, экспонируется в диалоге с фотосерией «Не выходя из помещения» современного фотохудожника Кристы Мёльдер (род. 1972). Понятие «классика» рассматривается через тему и язык архива. Взаимодействие произведений мастеров разных поколений преобразует атмосферу выставочного зала, превращая его почти в сакральное, архивное пространство, наполненное множеством смыслов.

Море как символ и определяющий элемент географического пространства Эстонии является важнейшей темой в местном искусстве. Раздел «Маринистика, символ региона» представляет ее в разнообразии визуальных языков — от работ довоенного периода, трактующих взаимоотношения человека и природы в поэтическом ключе, до экспрессионистических решений, а также произведений послевоенной маринистики, выполненных в духе соцреализма. Современную трактовку морской тематики демонстрирует инсталляция Анны Шкоденко (род. 1986) «Кино темницы», состоящая из 12 черно-белых композиций, выполненных маслом на алюминиевых пластинах.

Раздел «Здесь и там» демонстрирует, как художники разных эпох выражали свои воззрения мнения о человеке и окружающем мире. Тему открывают представители кубизма и конструктивизма 1920-х годов — Арнольд Акберг (1894−1984), Александер Кримс (1893–1947) и Феликс Рандель (1901–1977), которые разрабатывали тему присутствия-отсутствия человека в городском пространстве. Искусство 1960-х годов рассматривается на примере группы художников «ANK ’64», которые известны, подчеркнуто романтическим образным языком, богатым деталями и символами. Влияние гиперреалистов в эстонском искусстве начинается в середине 1970-х годов и становится важнейшим художественным методом изображения окружающей среды. Представленные на выставке работы Андо Кесккюла (1950−2008) и Рейна Таммика (род. 1947) являют собой два течения местного гиперреализма: Кесккюла — это метадокументальная репрезентация заброшенной среды, а Таммик — постановочный фотореализм.

В разделе «Учитель и ученик» сопоставляется творчество двух легендарных художников — Эльмара Китса (1913–1972) и Юло Соостера (1924–1970). Это попытка исследовать новаторство в искусстве на примере работ учителя и ученика. И Китса, и Соостера можно рассматривать в качестве примера деятельности как в рамках советского художественного канона, так и вне его.

Раздел «Женщины-художницы: Малле Лейс, Ану Пыдер, Эне-Лийс Семпер, Марге Монко» — дает обобщение наиболее важных моментов развития «женского искусства» в современной Эстонии. Изобилующий символами образный язык Малле Лейс (1940–2017) вступает в дискуссию с традиционной репрезентацией женщины, одновременно подчеркивая и отрицая женские стереотипы. В работах Ану Пыдер (1947–2013) видно стремление художницы передать сложные психологические состояния, что обусловило поиск новых изобразительных средств, а также использование нетрадиционных материалов. Работа «WOW / Женщины всего мира, поднимите правую руку!» Марге Монко (род. 1976), синтезирующая инсталляцию и 3D-анимацию, рассказывает о вожделении и способах его конструирования на примере рекламных кампаний ювелирной фирмы. Из видеографии Эне-Лийс Семпер (род. 1969) — автора видео и перформансов, сценографа — для выставки была выбрана работа «Вылизанная комната», которая входила в экспозицию павильона Эстонии на 49-й Венецианской биеннале 2001 года.

Выставка «Поэтика рубежей…» позволяет достаточно полно представить сложный, противоречивый и наполненный интересными творческими открытиями и решениями этап художественной жизни и культуры Эстонии ХХ и начала XXI столетия.

К выставке приурочена кинопрограмма «Краткая история эстонского кино», которая знакомит с лучшими фильмами, снятыми в Эстонии за более чем столетнюю историю национальной кинематографии.

Партнеры


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×