Русский авангард: пионеры и “наследники по прямой”

Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой»


Главное здание



Выставка в художественном центре «Fire Station» в Дохе в рамках Перекрестного Года Культуры Катара и России 2018.




Уникальный выставочный проект, организованный Третьяковской галереей в Дохе при поддержке Ведомства Музеев Катара, предлагает особый взгляд на историю русского искусства. Выставка впервые представит творчество авторов второй волны авангарда, которые до середины 1980-х годов оставались в ранге «неофициальных», в сравнении с произведениями великих предшественников — Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александра Родченко, Михаила Матюшина и других. 

Стремительный путь русского авангарда показан через яркие индивидуальные концепции, в которых геометрия спорит с органикой, наука — с природой, а притязания на преобразование мира в планетарном масштабе противопоставляются конкретным производственными задачам.

Выставка предлагает проследить различие между живописными архитектониками амазонки русского авангарда Любови Поповой и супрематическими композициями Надежды Удальцовой и Ивана Клюна, кубистическими опытами Петра Вильямса и кристаллической органикой Михаила Матюшина, колористическими конструкциями Владимира Стенберга и архитектурными разработками Густава Клуциса. Экспозиция показывает, как светопись Михаила Плаксина находит продолжение в исследовании взаимодействия пространства и плоскости холста в одной из ранних работ Эрика Булатова, как минимализм «Красного овала» Сергея Лучишкина отзывается в лаконичности «Красной двери» и «Метлахской плитке» Михаила Рогинского, как супрематические знаки Клюна и Чашника обретают новую жизнь в сигнальной системе Юрия Злотникова и пространственных построениях Бориса Турецкого, а контррельеф Владимира Татлина проецируется в «Удвоения» Михаила Чернышова.

Живопись и графика, объекты и фотографии мастеров авангарда и их «наследников» из коллекции Третьяковской галереи дополнены реконструкциями знаковых шедевров, предоставленными Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», Фондом Александра Родченко и Варвары Степановой, а также Дмитрием Димаковым. 

Генеральным партнером выставки выступила российская нефтяная компания «Роснефть».

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи: “Выставка Третьяковской галереи, демонстрирующая произведения, которые обычно находятся в постоянной экспозиции музея, позволит зрителям Катара погрузиться в атмосферу смелых экспериментов, которые позволили русскому искусству ХХ века выйти на первый план в мировой художественной культуре. Мы надеемся, что данный проект, будет способствовать развитию взаимопонимания и укреплению культурных связей между нашими странами”.