Приглашаем в Музей-квартиру А.М. Васнецова на творческую встречу «Город-PRоспекты памяти» из цикла «Город» Подробнее
Выставка

Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII–XIX веков

Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
24 ноября 2017 29 апреля 2018
Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Смерть светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического в Бессарабских степях. 1791
Бумага, акварель, тушь, перо. Государственный исторический музей
Фёдор Яковлевич Алексеев (1753/1754–1824). Боярская площадка в Кремле (с западной стороны). 1800-е
Бумага на бумаге, акварель, белила, тушь, кисть, перо. Государственный исторический музей
Максим Никифорович Воробьёв (1787–1855). Вид Кремля от устья Яузы. 1819
Бумага, акварель, тушь, перо. Государственный исторический музей
Александр Осипович Орловский (1777–1832). Император Наполеон I Бонапарт на острове Святой Елены за два месяца до смерти. 1823
Бумага, акварель, гуашь. Государственный исторический музей
Пётр Федорович Соколов (1791–1848) Портрет князя С.В. Трубецкого. 1830-е
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, лак. Государственный исторический музей
Александр Павлович Брюллов (1798–1877). Портрет императрицы Александры Федоровны. Начало 1830-х
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, лак. Государственный исторический музей
Карл Иванович Кольман (1786–1846). Восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года. 1830-е
Бумага, акварель, белила. Государственный исторический музей
Николай Егорович Маковский (1841–1886). Вид на храм Христа Спасителя, Каменный мост и Кремль от набережной Москвы-реки. 1860-е
Бумага, акварель, белила. Государственный исторический музей
Николай Николаевич Каразин (1842–1908). Иллюминация Кремля во время торжеств по случаю коронации императора Николая II. 1896
Бумага, акварель, белила. Государственный исторический музей
Адольф Иосифович Шарлемань (1826–1901). Поклон c Красного крыльца народу. Эпизод коронации императора Николая II 14 мая 1896 года. 1896
Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила, лак. Государственный исторический музей

Выставка шедевров русского рисунка из собрания Государственного исторического музея — одно из главных событий, приуроченных к первому этапу празднования 150-летия со дня основания крупнейшего исторического музея России, которое будет широко отмечаться в 2022 году.

Юбилейная дата явилась поводом познакомить зрителя с малоизвестной публике частью собрания музея — коллекцией графики. Настоящий проект продолжает традицию выставок-оммажей, которые отдают дань уважения музеям — давним друзьям и постоянным партнерам Третьяковской галереи.

Графика — наиболее уязвимый из видов изобразительного искусства, поэтому она редко покидает музейные запасники. Графические залы Третьяковской галереи, специально оборудованные для экспонирования произведений, исполненных на бумаге, дают возможность показать абсолютно новые для зрителя материалы, почувствовать объем и качество представленной коллекции, создать ее цельный и живой образ. Каждое из приглашенных в Галерею собраний уникально, имеет свое лицо и особую версию развития русской графики. Как правило, ее определяет история собрания. Так, основной принцип комплектования Исторического музея — интерес к важным событиям в истории страны. Графическую часть собрания в целом отличает непревзойденный уровень исполнения самих произведений в силу того, что искусство рисунка и акварели в России конца XVIII–XIX века находилось на высочайшем уровне.

Решение о создании музея было принято императором Александром II в 1872 году. В настоящее время собрание насчитывает более пяти миллионов экспонатов и наиболее полно отражает многовековую историю и культуру страны. Графическое собрание Исторического музея позволяет проследить развитие русской рисовальной школы от ее зарождения в XVIII столетии до начала XX века. Рисунки поступали в первую очередь в составе частных коллекций А.П. Бахрушина, П.И. Щукина и П.Я. Дашкова, а после революции — собраний Голицыных, Гагариных, Шаховских, Уваровых и других. Значительное пополнение графического собрания произошло в 1920-х годах после закрытия Музея Старой Москвы и Бытового музея сороковых годов XIX века и включения их фондов в состав Исторического музея.

Основным принципом отбора рисунков для выставки в Третьяковской галерее было их художественное качество. Перед кураторами стояла задача на примере лучших произведений отразить в экспозиции структуру и особенности графического собрания Исторического музея. В основу показа положен хронологический принцип. На выставке представлены работы почти всех основных мастеров русской рисовальной школы: М.М. Иванова и Г.С. Сергеева, Ф.Я. Алексеева и М.Н. Воробьёва, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова, А.О. Орловского и В.А. Тропинина, П.Ф. Соколова и В.И. Гау, В.С. Садовникова и Н.Г. Чернецова, А.И. Шарлеманя и М.А. Зичи.

Каждый из шести залов посвящен отдельной теме. Рисунок и акварель второй половины XVIII века представлены раритетными произведениями, выполненными в годы царствования Екатерины II и Павла I. Самая ранняя работа — аллегорическая композиция Г.И. Козлова, посвященная восшествию на престол императрицы Екатерины II (1762).

Исторический музей хранит одну из лучших в стране коллекций видовой графики первой четверти XIX столетия. Этот раздел включает в себя виды допожарной Москвы (знаменитая графическая «сюита» Ф.Я. Алексеева), ее окрестностей, Санкт-Петербурга, Кавказа, Крыма, изображения окраин Российской империи.

Рисунок эпохи романтизма представлен произведениями К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина и А.О. Орловского. Уникальная по полноте коллекция работ В.А. Тропинина, хранящаяся в музее, происходит из семьи художника и составляет около 400 листов.

В Историческом музее собрана репрезентативная коллекция акварельного портрета, который во второй четверти XIX века переживал расцвет. Этот раздел представлен работами ведущих мастеров портретного жанра — братьев А.П. и К.П. Брюлловых, П.Ф. Соколова, В.И. Гау, а также художника-декабриста Н.А. Бестужева.

Видовая графика середины XIX века демонстрирует изображения двух столиц и важных исторических событий, происходящих на их фоне, в том числе редкие виды Санкт-Петербурга и Москвы, среди которых акварельные листы К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади» (1830-е) и К.И. Гампельна «Закладка Москворецкого моста» (1830).

Придворное искусство второй половины XIX века представлено в работах, которые с 1850-х годов создает плеяда придворных художников: В.С. Садовников, А.И. Шарлемань, М.А. Зичи. Портреты и интерьеры второй половины XIX века воспроизводят эпоху Александра II и Александра III. Завершающий аккорд выставки — акварели А.И. Шарлеманя и Н.Н. Каразина, изображающие коронацию императора Николая II в 1896 году.

Целый ряд графических работ экспонируются впервые. Это аллегория Г.И. Козлова, архитектурные фантазии Дж. Кваренги, петербургские виды М.Н. Воробьёва, этюд К.П. Брюллова, эскизы В.А. Тропинина, редчайший «рембрандеск» А.О. Орловского, волжские рисунки Н.Г. Чернецова, охотничьи сюжеты М.А. Зичи. В рамках подготовки выставки специалистами Исторического музея было отреставрировано значительное количество графических листов.

Презентация данной коллекции в залах графики Третьяковской галереи дает возможность увидеть работы из собрания Исторического музея в широком контексте русского изобразительного искусства. Вместе с тем, эти графические листы на время работы выставки дополняют постоянную экспозицию Галереи, обогащая представление посетителей о культуре конца XVIII — второй половины XIX столетия.

Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Рисунок и акварель XVIII–XIX веков


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×