Дом-музей Виктора Васнецова закрыт до 1 сентября 2019 года для проведения плановых ремонтных работ. Приносим свои извинения за возможные неудобства! Подробнее
Выставка

Шедевры Византии

Третьяковская галерея
08 февраля 2017 23 апреля 2017
Воскрешение Лазаря. XII век
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
Богоматерь с Младенцем. XIII век
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
Процессионный крест. Конец X века
Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки, Афины
Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век
Дерево, резьба, темпера. Византийский и христианский музей, Афины

«Шедевры Византии» — третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи.

Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом «Вознесение» Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи. Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Экспонируемые памятники датируются концом X — началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.

Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой «Воскрешение Лазаря», воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев — интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона «Богоматерь с Младенцем», написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный» XIV века. Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ «Богоматерь Одигитрия…» является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи — кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка «Шедевры Византии» располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

 

Поддержка проекта

Анатолий Новиков

Виталий Мащицкий 

Фонд им. Екатерины Ласкариди


Информационная поддержка

Материалы к выставке:
Шедевры Византии

Настоящее издание подготовлено к выставке «Шедевры Византии» в рамках перекрестного Года культуры России и Греции


Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×