Выставка

Третьяковка в САМАРЕ: Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре 0+

Третьяковская галерея, Самарский областной художественный музей, ул. Куйбышева, 92, Самара
Г.Г. Ряжский. Супрематизм. 1920. Холст, масло. 105,5 × 70.
ГТГ
Экспозиция в Мраморном зале Самарского областного художественного музея.
Фото © Евгений Шаров, 2021
Экспозиция в Мраморном зале Самарского областного художественного музея.
Фото © Евгений Шаров, 2021
Экспозиция в Мраморном зале Самарского областного художественного музея.
Фото © Евгений Шаров, 2021
Экспозиция в Мраморном зале Самарского областного художественного музея.
Фото © Евгений Шаров, 2021
С.Я. Адливанкин (1897–1966). Миша. 1933. Холст, масло. 59,5 × 47,6.
Самарский областной художественный музей
М.В. Ле-Дантю. (1891–1917). Дама в кафе. Холст, масло. 94 × 56.
Самарский областной художественный музей
М.И. Меньков. Симфония (Скрипка). 1915. Холст, масло. 63 × 60.
Самарский областной художественный музей
О.В. Розанова (1886–1918). Натюрморт. 1913. Холст, масло. 118 × 101.
Самарский областной художественный музей
О.В. Розанова (1886–1918). Постройка дома (Постройка завода). 1913. Холст, масло. 92 × 107.
Самарский областной художественный музей
А.Э. Миганаджиан (1883–1938). Восточный мотив. 1918. Картон, темпера. 44 × 62.
Самарский областной художественный музей
Н.Н. Попов (1890–1953). Автопортрет. 1920–1921. Бумага, графитный карандаш, акварель, тушь. 32,5 × 25.
Самарский областной художественный музей
Н.Н. Попов (1890–1953). Я у телефона (Автопортрет). 1920. Бумага на картоне, тушь, гуашь. 32,5 × 24.
Самарский областной художественный музей

26 февраля — 21 мая 

Выставка проходит в рамках проекта «Новые “реализмы”». 

Авангард — синоним эксперимента в искусстве. Для филиала Третьяковки в Самаре он является главным ресурсом, помогающим осмыслять наследие прошлого, понимать современность и намечать перспективы будущего. 

Проект включает две выставки — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» и «Художники у станка. Искусство после революции». Они открывают для широкого зрителя имена художников, чьё творчество пришлось на переходный период между русским авангардом и соцреализмом. Основываясь на коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея, обе выставки показывают единый вектор художественных процессов в Москве и Самаре.

Один из приоритетов научной работы филиала Третьяковки в Самаре — исследование локальной художественной жизни, её историческая периодизация и осмысление в общероссийском контексте. Авангардному наследию здесь принадлежит особое место. Здание Третьяковки в Самаре — Фабрика-кухня — это шедевр конструктивизма, неразрывно связанный с эстетикой авангарда. Поэтому именно авангард как синоним эксперимента в искусстве — главный ресурс самарского филиала, позволяющий осмыслять наследие прошлого, понимать современность и намечать перспективы будущего. 

Выставка «Передовой отряд» — это совместное исследование филиала Третьяковской галереи и Самарского художественного музея. Нашей целью было обращение к истокам нового художественного языка, впервые пришедшего в город после Октябрьской революции.

Выставка представляет собой целостный архитектурный проект, полностью преобразующий главное пространство Самарского художественного музея — мраморный зал. Всего на выставке представлено шестьдесят произведений из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Самарского художественного музея и частных собраний.

Первая часть экспозиции, «Музей-мечта», воспроизводит неосуществленный проект первого в Самаре музея современного искусства по типу Музея живописной культуры (МЖК), работавшего с 1919 по 1929 годы в Москве и ставшего первым в мире музеем современного искусства под руководством художников — Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко и других.
Вторая часть экспозиции, «Новая фигуративность», посвящена творчеству художников, работавших в Самаре в 1919–1921 годах: Самуила Адливанкина, Николая Попова, Георгия Ряжского, впоследствии образовавших группу «НОЖ» в Москве. Именно в Самаре были заложены основные художественные принципы этой группы, совпадающие с магистральными поисками эпохи двадцатых, — возвращению в искусство человека с его живыми эмоциями, но уже как коллективного субъекта в контексте сюжетов и образов, призванных воздействовать на широкие народные массы. Путь этих художников воспроизводит самый драматичный сюжет эпохи — превращение идеалов авангарда 1910-х в соцреалистическую доктрину 1930–1950-х годов.

Всего на выставке будет представлено 60 произведений из коллекций Государственной Третьяковской галереи и Самарского художественного музея.

Кураторы: Константин Зацепин, Татьяна Петрова
Архитекторы экспозиции: Александр и Ольга Филимоновы
  _____________________________________________________________________

Организаторы проекта:

Государственная Третьяковская галерея 
Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре 
Самарский областной художественный музей
Проект реализован при поддержке Л.В. Михельсона


GTG_Samara.jpeg

Museum_Samara_Victoria.jpeg


Мы используем cookie. Во время посещения сайта Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×