Внимание! C 18 марта по 30 апреля Третьяковская галерея и ее малые музеи закрыты, все события отменены. Подробнее
Выставка

Зарайские сфинксы

Музей-мастерская Анны Голубкиной
А.С.Голубкина. Укротитель. 1925
Алебастр. Третьяковская галерея
А.С.Голубкина. Укротитель. 1925
Алебастр. Третьяковская галерея

Выставка знакомит зрителей с мифологическим направлением в творчестве А.С.Голубкиной (1864–1927), особенно ярко проявившемся в период жизни скульптора в Зарайске с 1904 по 1910 годы.

Тематическая группа произведений, получившая название «Зарайские сфинксы», стала следствием увлечения Голубкиной культурой древнего Востока и его искусством, в частности, скульптурой Египта и Ассирии. Это, в свою очередь, совпало с более широким общественным явлением XIX, а затем и XX века — повсеместной заинтересованностью историей и художественными стилями, которые стали основой романтизма, историзма и модерна.

«Женщина в платке» (гипс и камень) — центральный экспонат выставки. Скульптура создана в Зарайске, когда художница, не имея мастерской в Москве, подолгу жила в родном городе. Там же Голубкина выполнила целый ряд произведений, объединенных мифологией сфинкса, тайного знания, мудрости, обретения смысла жизни, хранения и передачи культурной традиции.

Черты поразивших воображение Голубкиной древних мифологических существ парадоксально совмещаются с обликом жителей русской провинции, что позволяет истолковывать пластические образы не только как видения исчезнувших цивилизаций, но и как размышления скульптора о проблемах современности. В постоянно изменяющемся ракурсе зрительского восприятия темы вечного и сиюминутного бытия, попеременно выступая в роли основного текста и контекста, проясняют и обогащают друг друга.

Работа «Старая» (бронза) является фиксацией натурных наблюдений скульптора. Она интересна как психологический этюд, ставший точкой отсчета в создании одноименного символического образа в мраморе. Сравнение натурного этюда и скульптуры дает представление о том, какую трансформацию претерпевают реальные впечатления при создании символических образов. 

Портрет Н.Я. Симонович-Ефимовой и портрет-символ «Нина», по авторскому замыслу, связаны с древнеегипетской тематикой. Голубкина говорила Нине Симонович, что видит в ее облике сказительницу, изрекающую пророчества, и что хотела бы «перетолочь» ее образ с образом сфинкса, чтобы получить искомые портретные черты. 

Портрет Нины Алексеевой, зарайской землячки Голубкиной, — еще один пример преломления образов искусства Древнего Египта в творчестве русского мастера. Скульптура "Нина» композицией и силуэтом напоминает знаменитую Нефертити.

В «Укротителе» сквозь облик человека угадываются приметы зверя, что сближает образ с мифологическими персонажами, а черты ассирийского воина придают скульптуре восточный колорит. Это редкое, если не единственное, произведение 1920-х годов, в котором Голубкина возвращается к раннему увлечению мифологией. 

 

Информационная поддержка



Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×