18 ноября Дом-музей В.М.Васнецова работает до 15:00 (вход до 14:00). Приносим извинения! Подробнее
Новости

Информация о проведении экскурсий и занятий в музее

В связи с вопросами общественности и представителей СМИ о правилах проведения экскурсий и учебных занятий на выставках и экспозициях в Третьяковской галерее считаем необходимым разъяснить позицию музея.

Мы рады всем посетителям, ценим внимание постоянных зрителей и тех, кто впервые приходит в музей. Постоянно возрастающий поток гостей – свидетельство любви к отечественному искусству, признание особого места Третьяковской галереи в русской культуре. Но это же ставит перед нами непростые задачи поддержания в залах необходимых для экспонатов и публики условий, соблюдения норм безопасности, комфорта для всех. 

Третьяковская галерея в своей работе с посетителями руководствуется несколькими важнейшими принципами. Это в первую очередь безопасность экспонатов в небольших и подчас переполненных залах, равный доступ к произведениям искусства для всех посетителей музея, а также, что немаловажно, обеспечение качества той информации, которая преподносится гостям музея на постоянных экспозициях и временных выставках. 

В связи с высокой посещаемостью Третьяковской галереи и нагрузкой на залы и экспонаты  очень важно знать, сколько гостей придет в залы музея и когда (их число колеблется от 5000 до 12 000 человек в день) — прежде всего для того, чтобы спланировать поток посетителей, проанализировать наличие свободных или переполненных пространств в экспозициях и соотнести эту информацию с расписанием других мероприятий в залах музея, в том числе плановых экскурсий.

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например, в Музеях Московского Кремля. Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий/экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями  выявлять не оформленные должным образом группы. А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Правила проведения экскурсий и занятий в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, на самых посещаемых выставках и на экспозиции в Новой Третьяковке, где меньше поток посетителей, различны. Эти правила подробно изложены на сайте музея в разделе Посетителям / Преподавателям.

Так, на экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке любые занятия бесплатны. Но оформлять их все же необходимо для того, чтобы организовать потоки посетителей и предотвратить помехи в работе групп.

Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована. Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано: «ГИД-гость». Эта мера необходима, так как нередко в Третьяковскую галерею поступают жалобы от посетителей на то, что некий экскурсовод в одном из залов распространяет неверную информацию. При выяснении подробностей оказывается, что это вовсе не сотрудник музея, а кто-то из гостей галереи.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме Галерее не приходится сомневаться. Но есть просто лихие «специалисты», которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией. И сейчас на страницах Ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику. 

Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для 1–2 человек. А в залах на вопросы работников музея они  отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность. Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена.

Кроме того, во всех музеях мира соблюдается особый звуковой режим. Если в экспозиционных залах разговаривают, то делают это тихо. Наши смотрители обычно обращают внимание именно на тех посетителей, которые нарушают звуковой режим. 

Что касается вопросов о стиле общения работников музея с гостями, мы понимаем, что случаются разные ситуации и обе стороны могут переходить на излишне эмоциональный тон. Мы постоянно развиваем и эту область нашей деятельности, проводим тренинги общения для сотрудников служб по работе с посетителями и службы безопасности.

Хотелось бы еще раз отметить, что Третьяковская галерея стремится обеспечить наиболее комфортное пребывание гостей в залах и именно поэтому старается регулировать ритмичность прохождения занятий и экскурсий. При этом Третьяковская галерея является одним из самых открытых музеев в нашей стране: у нас введены бесплатный вход для посетителей не старше 18 лет, бесплатные среды на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» на Крымском Валу и на выставках в Инженерном корпусе, а также бесплатные субботы для многодетных семей. В Третьяковской галерее давно существует практика проведения бесплатных занятий для студентов профильных вузов, средних специальных учебных заведений и художественных школ.

Каждая жалоба со стороны посетителей становится предметом внимательного рассмотрения, делаются выводы, направленные на совершенствование работы музея.

Мы рассчитываем на понимание со стороны общественности и профессионалов и надеемся, что преодолеем этот сложный этап адаптации к новому методу авторизации экскурсий, и к началу нового выставочного сезона и учебного года все вопросы будут разъяснены и решены.

Мы ждем к нам всех! Приходите с друзьями и семьями, разговаривайте и обсуждайте увиденное — только делайте это, пожалуйста, не мешая другим посетителям. Спасибо!

Cайт использует файлы cookie. Если вы не против, просто продолжайте им пользоваться
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×