Новости

Презентация нового тома каталога «Древнерусская живопись XII–XΙΙΙ веков»

3 марта в Третьяковской галерее состоялась презентация нового тома каталога «Древнерусская живопись XII–XΙΙΙ веков», который включает описания пятнадцати произведений домонгольской живописи, в том числе одиннадцати икон и четырех фрагментов мозаик и фресок из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также иконы Богоматери Печерской (Свенской). 
 
Эти произведения составляют наиболее древнюю и ценную часть коллекции Галереи и уже были опубликованы в первом томе каталога в 1995 году. Однако сейчас их изучение возобновили с использованием новейших методов технико-технологических исследований.

Комплексные исследования древнейших и уникальных памятников были осуществлены в самом музее и силами его сотрудников, которые в своей работе применяли неразрушающие физико-оптические методы — изучение красочного слоя по всей поверхности с помощью микроскопа и микрофотографирование, фотографирование в инфракрасной области спектра, рентгенографирование. Каждый этап специальной съемки включал несколько сотен фотографий, что позволило составить более точное представление о состоянии сохранности произведений и выделить этапы поновлений. Так, например, благодаря съемке икон в инфракрасной области спектра исследователи проанализировали нижележащие слои живописи и подготовительного рисунка. Отдельные фотографии дали возможность визуально изучить микрообъекты размером более 4 микрометров, недоступные для прямого наблюдения через современный микроскоп. В ряде случаев под слоями записей удалось увидеть фрагменты первоначальной живописи, а также реконструировать авторский замысел произведения
 
Результатом этой работы стало развернутое описание всех этапов создания памятника: у читателя появилась возможность узнать, как изготавливалась деревянная основа, как наносился грунт и из чего он состоял, как выглядел подготовительный рисунок, какие пигменты входили в состав красочных слоев и многое другое.
 
В целом сведения о художественных приемах древнерусских иконописцев имеют не только самостоятельную ценность, но также позволяют рассуждать об отдельных произведениях и отвечать на многие вопросы — о хронологии создания различных частей иконы — лицевой и оборотной стороны, средника и полей, о количестве работавших мастеров, о реконструкции первоначальной живописи в местах значительных утрат и т.п. 

Кроме того, исследования сопровождались новым обращением к корпусу исторических и архивных источников, на основе которых строятся гипотезы о происхождении икон, их перемещениях в древности и судьбе в Новейшее время, а также стилистическим анализом, с привлечением всех необходимых византийских и древнерусских аналогий. Такой анализ позволяет выдвигать обоснованные предположения о времени и месте создания произведения, а также — включать его в определенный историко-художественный контекст, обозначая положение среди многочисленных тенденций в искусстве византийского круга того или иного периода его эволюции.
 
Весь полученный материал изложен в каталожных описаниях, каждое из которых — это мини-монография о памятнике, а во вступительной статье подробно рассказана история формирования древнерусской коллекции Третьяковской галереи.

Иллютрация: Дмитрий Солунский. 1108–1113. Мозаика из собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 223 × 132,5. Фрагмент. ГТГ

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×