Новости

В Третьяковской галерее при поддержке Группы компаний «SNS» прошла реставрация двух крупномасштабных произведений Виктора Васнецова к выставке в Русском музее 12.02.2020

В Третьяковской галерее при поддержке Группы компаний «SNS» прошла реставрация двух крупномасштабных произведений Виктора Васнецова к выставке в Русском музее


Название русское:  В Третьяковской галерее при поддержке Группы Компаний «СНС» прошла реставрация работ В.М. Васнецова
Описание русское: 

В Третьяковской галерее при поддержке Группы Компаний «СНС» прошла реставрация двух крупномасштабных произведения Виктора Михайловича Васнецова к выставке в Русском музее.

В 1893 году Павел Михайлович Третьяков приобрел в коллекцию своей галереи два крупномасштабных произведения Виктора Михайловича Васнецова — два картона, созданных художником для росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Сегодня эти уникальные работы («Христос-Вседержитель»,1886 (холст, масло. 175х174) и «Бог Саваоф» (холст, масло. 135 х 250) хранятся в фондах Третьяковской галереи. 

С февраля по май 2020 года работы экспонируются на выставке «Александр Третий – император и коллекционер» в Государственном Русском музее, к выставке но специалисты Третьяковской галереи провели серьезную реставрацию .

Реставрационные работы проводились в 2019 году с августа по декабрь. Все работы были проделаны силами реставраторов Третьяковской галереи под руководством Андрея Ивановича Голубейко — заведующего отделом масляной живописи ХVIII – нач. ХХ века, реставратором высшей категории.

Наибольшую сложность представляла реставрация картона «Христос-Вседержитель», исполненного на золотом фоне. Это тот редкий случай, когда масляная краска наносилась не на грунт и подмалевок, а на тонкие листы золота. В результате использования такой технологии нарушилась связь (сцепление) между металлом (золотым фоном) и масляной краской. Это привело к растрескиванию красочной поверхности и появлению многочисленных кракелюров. Во многих местах красочный слой отставал и осыпался.

Для укрепления и восстановления утраченных фрагментов живописи была разработана специальная методика. Также было выполнено дублирование авторского холста на вакуумном столе в специальном кассетном подрамнике — разработка Андрея Ивановича Голубейко.  

Картина «Бог Саваоф» также нуждалась в укреплении красочного слоя и очистке фактуры живописи от загрязнения. Для обоих полотен были изготовлены новые планшетные подрамники. Их конструкция разрабатывалась в реставрационной мастерской Третьяковской галереи. Подобные подрамники, особенно для крупноформатных произведений,  на протяжении многих лет успешно используются в музейной практике и хорошо зарекомендовали себя при транспортировке картин на длительные расстояния, так как прекрасно устраняют вибрацию холстов.

После комплекса проведенных реставрационных работ картоны приобрели экспозиционный вид и могут экспонироваться как в залах галереи, так и на различных выставочных площадках.

В 2024 году в Третьяковской галерее запланирована монографическая выставка В.М. Васнецова, один из разделов которой будет посвящён отреставрированным живописным произведениям мастера.


При поддержке 
sns.jpg