Образовательная программа к выставке состоит из цикла лекций, посвященных различным аспектам французского импрессионизма и путям его распространения за пределы Франции, в первую очередь, в Россию.
Интернациональное путешествие импрессионизма началось с деятельности Поля Дюран-Рюэля, который устраивал выставки Моне, Дега, Ренуара, Писсарро во Франции и других странах: в Англии, Бельгии, США и России. Выставки в США позволили переломить неприятие импрессионистов со стороны публики, принесли галерее Дюран-Рюэля и ее художникам успех, о чем подробно рассказано в лекции «Поль Дюран-Рюэль, друг и продавец импрессионистов».
В России полотна Клода Моне, Эдгара Дега и Огюста Ренуара впервые были показаны на французской художественно-промышленной выставке 1896 года в Петербурге и Москве. Это событие перевернуло сознание многих отечественных деятелей искусства, среди которых — В. Кандинский, К. Кузнецов, П. Кончаловский. Обзор экспонатов выставки и реакции публики на нее изложены в лекции «Клод Моне, Василий Кандинский и государь Император. Французская художественная выставка 1896–1897 года в Петербурге и Москве».
С 1890-х годов частой практикой для русских студентов стало обучение во французских художественных мастерских, что наряду с наблюдением современных выставок и салонов приобщало их к современным французским живописным течениям. Будучи одним из таких учеников, Константин Кузнецов транслировал русскому зрителю усвоенный опыт импрессионизма, присылая свои картины на выставки Московского товарищества художников в 1900-е годы. Работая бок о бок, художники вырабатывали некий интернациональный стиль, сплавляя импрессионистическую светлую палитру, опыт символизма и импрессионизма. Черты этого стиля рассмотрены в лекции «Константин Кузнецов — от juste milieu к межвоенному десятилетию».
Заключительная лекция цикла, «Константин Кузнецов и Бретань. Художественные связи и влияния», раскрывает особенности стиля Константина Павловича Кузнецова, сравнивая его творчество с другими художниками импрессионистами и постимпрессионистами, работавшими в Бретани в начале ХХ века.
Иллюстрация: К.П. Кузнецов. Остров Бель-Иль. 1913. Холст, масло. 81 × 100. Фонд Константина Кузнецова, Москва
Заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина; профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств), приглашенный профессор Университета Брауна (США)
Бесплатные билеты можно получить в кассах музея или онлайн в предварительной продаже или в день посещения. Обратите внимание, что все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке. Условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право бесплатного посещения предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди (обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок):
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер