Начало / Образование / Кино в Третьяковке

Образование:

Кино в Третьяковке

Лаврушинский переулок, 12,
конференц-зал
СХЕМА ПРОЕЗДА

Третьяковская галерея представляет сезон 2016–2017 нового и стремительно развивающегося направления в работе музея — "Кино в Третьяковке". 

С октября стартуют годовые программы об истории отечественного кино и анимации и начнутся показы классики зарубежного кино. Каждый сеанс предусматривает краткое выступление специалистов перед показом, а также дискуссию и ответы на вопросы зрителей после его окончания.
 

Годовые программы об истории кино и анимации

Зрителям будут представлены две образовательные программы, посвященные отечественному кинематографу: "Московские школы кино: учителя и ученики" и "История отечественной мультипликации". 

Тема программы "Московские школы кино: учителя и ученики" — преемственность и развитие культурной традиции в отечественном кинематографе, эволюция кино как вида визуального искусства в рамках различных творческих мастерских. Многие известные кинорежиссёры нашей страны одновременно были и замечательными педагогами, воспитавшими не одно поколение кинематографистов: Кулешов, Вертов, Эйзенштейн, Савченко, Ромм, Довженко, Герасимов. Им и их ученикам посвящена эта образовательная программа. Куратор программы — Наум Клейман.

Программа "История отечественной мультипликации" представляет ретроспективу российской анимации от её зарождения до настоящего времени. Значительное место в ретроспективе займёт наследие партнера данной образовательной программы — киностудии "Союзмультфильм", отмечающей 80-летний юбилей в 2016-м году. Комментарии экспертов, которые будут сопровождать киносеансы, сделают просмотры интересным как для детей, так и для их родителей. Во время показов современной российской анимации в беседах примут участие авторы фильмов. Куратор программы — Павел Шведов.


Специальные программы к главным выставочным проектам 2016–2017 годов 

К выставке "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" (24.11.2016–19.02.2017) Третьяковская галерея совместно с Итальянским институтом культуры в Москве готовит две программы "Cinematographia Franciscana" и "Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино".

К проекту "Оттепель", самой масштабной выставке 2017 года, специалистами музея формируется обширная кинопрограмма совместно с Госфильмофондом России, РГАКФД, Киноконцерном "Мосфильм", ГБУК г. Москвы "Московское кино", посольствами стран Европы и СНГ. Просмотр фильмов, приуроченных к выставочным проектам, позволит зрителям продолжить за пределами экспозиционных залов изучение тематики выставки и глубже понять ее атмосферу.

"Война окончена": кинопрограмма фестиваля "Оттепель: лицом к будущему" — кинематографическое размышление о сложном экзистенциальном переходе к миру без войны.  Мастера кино Европы осмысляют эти метаморфозы вместе со своими зрителями, донося через экран простую мысль о необходимости прекращения братоубийственной войны, какой бы она ни была — "горячей" или "холодной".

Эпоха оттепели дала мощный толчок становлению и развитию национальных кинематографий Советского Союза. Это движение затронуло как республики с уже существовашими кинотрадициями, такие как Грузия, Украина, Узбекистан, Латвия, Литва и Эстония, так и республики, в которых кинопроизводство начало активно развиваться только в 1950–1960-е годы, как это произошло в Молдавии и в большей части Средней Азии. В период оттепели на республиканских киностудиях были созданы такие известные картины, как "Первый учитель" Андрея Кончаловского, "Тени забытых предков" Сергея Параджанова, "Нежность" и "Влюбленные" Эльёра Ишмухамедова и многие другие знаковые для национальных кинематографий ленты, не столь известные широкому зрителю.

В мае-июне 2017 года будут показаны важнейшие игровые, анимационные и документальные картины "балтийской" новой волны, созданные на Рижской киностудии, Литовской киностудии и киностудии "Таллинфильм" в период "оттепели".

Программа "Ввысь и вглубь": ретроспектива советской кинофантастики к выставке "Оттепель" включает в себя наиболее значимые советские фантастические кинокартины 1950‒1960-х.
 

Режиссёрские ретроспективы

Ретроспектива режиссёра Отакара Вавры

Первая в нашей стране большая ретроспектива фильмов Отакара Вавры (1911‒2011) позволяет познакомиться со всеми периодами творчества классика чехословацкой кинематографии, учителя Веры Хитиловой, Иржи Менцеля, Милоша Формана, Эмира Кустурицы и многих других режиссёров второй половины XX века. 

Куратор — Виктория Левитова.

 

 

 

Программа "После-образы Анджея Вайды: ретроспектива фильмов памяти режиссера"

9 октября на 91 году жизни от нас ушел великий польский режиссер Анджей Вайда.

Создатель более полусотни фильмов, он до последних дней верил в то, что кино может сделать этот мир лучше.

В память о режиссере Польский культурный центр в Москве, Институт Адама Мицкевича и Государственная Третьяковская галерея представляют ретроспективу фильмов Анджея Вайды.

Специальным гостем программы станет известный польский актер Войцех Пшоняк. Он представит сеанса, открывающие ретроспективу: картины "Дантон" (1983) и "Корчак" (1990). В первой Пшоняк исполнил роль Робеспьера, а во второй — великого педагога-гуманиста Януша Корчака, главную роль в фильме. 
 

Программа "Художественные миры Золтана Хусарика"

Золтан Хусарик (1931—1981) — венгерский график, художник по костюму, кинорежиссёр, один из самых самобытных классиков венгерского кинематографа.

За свою недолгую жизнь режиссёр успел снять лишь цикл экспериментальных философско-поэтических короткометражных фильма и две полнометражные ленты — "Синдбад" и "Чонтвари". Эти работы признаны выдающимися образцами кинематографического и изобразительного искусства. Ретроспективу откроет второй и последний полнометражный фильм режиссера о творчестве и судьбе венгерского живописца-примитивиста и рисовальщика Тивадара Костки Чонтвари.

Специальный гость программы — исполнитель главной роли Ицхак Финци (Болгария).
 

Ретроспектива японского режиссёра Ёсисигэ Ёсиды

Ёсисигэ Ёсида (род. 1933) — кинорежиссер, сценарист, один из лидеров японской "новый волны" 1960–1970-х годов, изменивший историю японского кинематографа. В своей стране и на Западе Ёсида давно имеет статус одного из самых талантливых и изобретательных режиссёров послевоенной Японии. Для российского зрителя знакомство с его творчеством только начинается.

Ёсида в своих картинах поднимает острые и подчас запретные темы, избегая привычных методов повествования. Он разрушает стилистические и жанровые условности коммерческого кино, стремится освободить кинематограф от "авторского я", сделать его открытым для любой зрительской интерпретации. 
 

"Взгляд на XX век Александра Сокурова: к 65-летию со дня рождения режиссёра"

Александр Сокуров — выдающийся деятель российского и мирового киноискусства, режиссёр, сценарист, оператор и режиссёр музыкального и драматического театра, педагог. Своеобразие и масштаб его как режиссёра в том, что он воспринимает экранное искусство как целостный мир и постоянно работает в игровом и документальном кино.

Сокуров не увлекается формотворчеством ради нарочитой игры форм. Он традиционен, каноничен, развивает аскетичную, что называется, спрятанную режиссуру и исповедует принцип отказа от агрессивной зрелищности как насилия над зрителем. Образный язык его фильмов прост. Сложна рождающаяся экранная речь, потому что сложны смыслы его художественного мира. Предлагаемая вашему вниманию ретроспектива — возможность открыть для себя этот мир.