Начало / Музей / Проекты / Эксклюзивные материалы по выставке Николая Ге "Что есть истина?"

Музей:

Эксклюзивные материалы по выставке Николая Ге "Что есть истина?"

Что есть истина? НИКОЛАЙ ГЕ. К 180-летию со дня рождения

 

"Что есть истина?".
Христос и Пилат. 1890

Под красочным слоем картины Н.Ге "Что есть истина?" обнаружена более ранняя работа художника – "Милосердие", известная только по фотографии и воспоминаниям

В Государственной Третьяковской галерее – научное открытие. Под красочным слоем картины Николая Ге "Что есть истина?" обнаружена более ранняя работа художника – "Милосердие", известная только по фотографии.

О существовании скрытого изображения на полотне искусствоведы догадывались давно: на это указывала в своих воспоминаниях и Татьяна Львовна Толстая, дочь Льва Николаевича Толстого. Картина "Милосердие" была написана в 1879 году и на следующий год экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных Художественных выставок. Читать далее...

О ходе реставрационных работ над картиной "Что есть истина?" в рамках подготовки к выставке Н.Ге

19 октября в Третьяковской галерее на Крымском Валу при поддержке банка ВТБ откроется юбилейная выставка великого русского художника Николая Ге "Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения".

В рамках подготовки к выставке Николая Ге начались реставрационные работы над картиной "Что есть истина?". Работам предшествовала экспертиза, благодаря которой было сделано научное открытие: под живописным слоем картины была найдена другая работа – "Милосердие". Экспертиза длилась около двух месяцев. Читать далее... 

Что скрывается под живописным слоем некоторых картин Н.Ге? Интервью с Татьяной Карповой, куратором выставки "Что есть истина? К 180-летию со дня рождения"

Осенью 2011 года в рамках проекта "Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения" Государственная Третьяковская Галерея представит материалы, посвященные "пропавшим" картинам живописца, т.е. работам, записанным поверх красочного слоя. Одной из них стала картина "Милосердие", обнаруженная на днях на знаменитом полотне "Что есть истина" Христос и Пилат". Куратор выставки Татьяна Карпова рассказала о находках искусствоведов корреспонденту vtbrussia:

– Откуда появилась информация, что под верхним слоем картины "Что есть истина" может быть что-то еще?

– Из воспоминаний о художнике мы знали, что Ге написал картину "Что есть истина?" в 1890 году поверх картины "Милосердие" 1879 года. В 1880 году он показал ее на восьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Ге уже тогда жил на хуторе Ивановском Черниговской губернии и давно не представлял свои работы публике. Эту картину все очень ждали, но критики ее не приняли, высказывания в прессе по ее поводу были очень резкими и издевательскими. Но были и противоположные оценки работы Ге: "Милосердие" понравилась Павлу Третьякову. Он картину не купил, но позже в переписке с Толстым отмечал как удачу художника.

– А когда все-таки Николай Ге решился "закрасить" или, выражаясь профессиональным языком, "записать" такую крупную работу другим произведением?

– После выставки, удрученный и оплеванный критиками, Ге увез картину на хутор. Она долго стояла там в мастерской. Прошло 10 лет, он, видимо, и сам охладел к этой работе, и в 1890 году записал ее картиной "Что есть истина?" и таким образом уничтожил ее. Мы знали об этом, но хотели проверить и опубликовать в каталоге эту информацию как безусловную. Читать далее...

Рентгенография картины
"Милосердие"

Художественная археология. Лидия Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи о проведении исследований живописного слоя картин Н.Ге

Работа эксперта в Третьяковского галерее – сродни работе археолога. Только если последние орудуют кисточкой и лопатой в поиске пропавших городов, то вторые используют микроскопы и рентген, чтобы найти "пропавшие" элементы под верхним красочным слоем картины. Переоценить эту экспертизу для музея сложно – небольшая ошибка здесь может привести к уничтожению авторского красочного слоя при вполне безобидной реставрации. О своей работе в интервью корреспонденту vtbrussia.ru рассказала заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

По литературным источникам было известно, что картина "Что есть истина?" написана поверх картины "Милосердие". Основная задача нашей работы заключалась в том, чтобы ответить на вопросы: "Так ли это? Сохранилось ли оно полностью или только часть?". Ведь художник не только переписывал свои работы, но и порой уничтожал их.

Как исследователей, нас очень интересовал Николай Ге: мы подозревали, что будут большие открытия. В 1970 году в Третьяковской галерее проходила крупная выставка Ге, и мы начали собирать по нему материалы – в основном исследовались этюды, эскизы, работы небольшого формата. В итоге в отделе собрали много рентгенографического материала. Взяться тогда за крупные работы возможности не было. Читать далее...

Подробности приобретения уникальной коллекции графики Н.Ге из собрания Больмана. Интервью с Татьяной Карповой, куратором выставки

В Государственной Третьяковской галерее событие. В преддверии выставки Николая Ге музейная коллекция пополнилась собранием из 70 рисунков выдающегося художника. Это делает Третьяковскую галерею крупнейшим хранителем графики Ге. Банк ВТБ подарил рисунки к 155-летию Третьяковской галереи. О деталях приобретения и значении коллекции для Третьяковской галереи рассказала заместитель заведующего отделом живописи второй половины XIX– начала ХХ века, куратор выставки Николая Ге Татьяна Карпова.

Мужчина, сидящий в кресле. Два
этюда для фигуры Петра I. 1870 (?)

– Татьяна Львовна, давайте начнем с самого начала. Откуда Вам стало известно об этой коллекции и как на нее вышли?

– Нам было известно о ее существовании из публикации Виктора Тарасова в журнале "Творчество" и ряда других искусствоведов. Кроме того, 18 рисунков экспонировались в 1994 году на выставке "Художники читают Библию" в ГМИИ им. Пушкина. Перед выставкой Больман (Кристоф Больман – коллекционер, бывший владелец и продавец коллекции рисунков Ге – прим. ред) приезжал в Россию. Он общался c заведующей отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века Галиной Сергеевной Чурак и показывал портфолио, посвященное его коллекции. Она мне рассказывала об этом.

– Совершались ли попытки получить эти работы раньше?

– Желание приобрести рисунки было очень давним. В нашем архиве хранится письмо Натальи Юрьевны Зограф – крупнейшего специалиста по творчеству Ге – Илье Самойловичу Зильберштейну (известный российский коллекционер, один из основателей музея личных коллекций – прим. ред). Зильберштейн спрашивал ее, какие работы Ге есть в европейских собраниях, и что из них было бы интересно приобрести. Наталья Юрьевна писала, что после смерти сына Николая Ге в Швейцарии осталась коллекция графики, живописные работы и письма Толстого. Несмотря на желание Третьяковской галереи их приобрести, Галерее отказали и купили только письма (они находятся сейчас в Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве). Поэтому приобретение коллекции Больмана было одной из главных задач, поставленных в связи с предстоящей выставкой Ге. Читать далее..

Христос, целующий разбойника.
1893 (?)
О коллекции рисунков Н.Н.Ге, поступившей в собрание галереи

Коллекция состоит из 55 крупноформатных листов, среди которых выделяются 4 типа рисунков:
I. Эскизы, этюды и наброски к живописным произведения разных лет: "Вестники Воскресения" (1867), "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871), "Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад" (1889), "Совесть. Иуда" (1891), ”Что есть истина?” Христос и Пилат" (1890), "Суд синедриона. “Повинен смерти” (1892).
II. Серия  подготовительных рисунков на евангельские сюжеты для неосуществленного издания "Краткого изложения Евангелия" Л.Н.Толстого (1886–1888), которое писатель и художник планировали выпустить в издательстве "Посредник".
III. Оригинальные рисунки иллюстраций к рассказу Л.Н.Толстого "Чем люди живы" (1886). Текст Л.Н.Толстого с иллюстрациями Н.Н.Ге, напечатанными способом фототипии, был издан в Москве в 1886 году.
IV. Эскизы, этюды и наброски на тему "Распятие" (1890-е годы). Серия этих произведений относится к теме, составляющей своеобразный итог творческих поисков  художника, связанных с главным произведением его жизни – "Распятием" 1894 года.

Кающийся грешник. 1886
Представляемая коллекция графических произведений Н.Н.Ге после его смерти была собственностью сына художника. В 1900 он переселился в Швейцарию и вывез туда принадлежавшую ему часть наследия отца. В 1930-х годах Н.Н.Ге-сын (1857−1938) составил  завещание на имя Беатрисы де Ваттвилль, владелицы замка Жэнжэн («Chateau de Gingins», кантон Во), по которому в обмен на пожизненную ренту передавал это наследие в ее собственность. Новая владелица разместила коллекцию произведений Н.Н.Ге в специально отведенном для нее зале своего замка; в 1936 году эта экспозиция была открыта для публичного обозрения. Госпожа де Ваттвилль скончалась в 1952 году, в октябре 1953-го ее имение было продано с аукциона, и следы наследия Н.Н.Ге надолго затерялись. В 1974 году собрание рисунков художника было приобретено на блошином рынке Женевы его последним владельцем.

Приобретение данной коллекции и возвращение ее в Россию – выдающееся событие не только в жизни Галереи, но и в культурной жизни нашей страны. Художественная ценность этих графических произведений, демонстрирующих уровень мастерства Ге-рисовальщика, огромна. Полнота и целостность коллекции уникальны: ее объем превышает весь известный на сегодня корпус графических произведений художника, а ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для его понимания.

"Сидит Михайла, сложивши руки
на коленках, глядит вверх,
улыбается". 1886
Эскизы к главным картинам Н.Н.Ге важны для собрания Третьяковской галереи, так как эти полотна составляют основу постоянной экспозиции музея. Работы, связанные с идеями Л.Н.Толстого, интересны как свидетельство тесных творческих отношений и общих духовных поисков великого русского писателя и знаменитого художника и отражают накал нравственных исканий второй половины XIX века в России. Рисунки к "Распятию" являются подлинными шедеврами и представляют собою самостоятельную, важную страницу в истории русского искусства, восстанавливающую связь между религиозной графикой выдающихся художников 1840–1850-х годов – А.А.Иванова и К.П.Брюллова – и творчеством мастеров ХХ века, начиная с М.А.Врубеля.

Несмотря на то, что ряд произведений этой коллекции был опубликован Н.Н.Ге-сыном в 1903–1904 годах в изданном им "Альбоме художественных произведений Н.Н.Ге", по-настоящему они вводятся в научный оборот только теперь, в процессе подготовки к юбилейной выставке художника в стенах Третьяковской галереи. Опубликованные в каталоге и представленные в экспозиции в полном объеме, рисунки будут введены в общий контекст творчества художника, расставив, там, где это необходимо, недостающие акценты, и впервые более чем за столетие представят творчество Н.Н.Ге в наиболее полном виде.

Пейзажи Италии и Украины Н.Н.Ге в сопоставлении с современными фотографиями представлены на следующих видеороликах:

 



См. также: